Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: Anselm Kiefer, neo-expressionism, expressionism, philosophical and art analysis, "Nuremberg" (1982), Ансельм Кифер, неоэкспрессионизм, экспрессионизм, философско-искусствоведческий анализ, "Нюрнберг" (1982)
Аннотация: В статье будет рассмотрена проблема соотнесения знаков и символов семиотической системы Ансельма Кифера в связи с фактами исторического сознания и его нарратива. В качестве объекта исследования, будет взята картина Ансельма Кифера «Нюрнберг» (1982 г.) как репрезентант особенности творческого подхода автора, отражающий сочетание эстПоказать полностьюетики постмодерна, традиционализма и как репрезентант палимпсестного, творческого мышления автора. Творчество Ансельма Кифера развивается в направлении возврата идейной программы произведения в пространство поля изначальных символических природных смыслов. Природные смыслы интуитивно, на уровне глубинного подсознания, отражают суть исторических и социальных фактов. Натурфилософский подход к изложению исторических фактов, не только и не столько возвращает в естественное состояние культурно - цивилизационный дух, сколько утверждает неестественность «героической символики», которую могут использовать идеологи официальных государственных институций. Формализация явлений, фактов через призму «героической символики» может искажать их сущностность. Семиотика Ансельма Кифера как принцип архивирования и передачи исторических фактов, утверждает очищение от политических ассоциаций и возврат к культурному коду. Художественный язык Ансельма, представляется как универсальный текст, в пространстве которого процессуально сближаются множество смыслов, имплицитно содержащие невидимую и видимую символику. Маркируя аллюзии, художник указывает на фигуру речи, в которой скрыто упоминается обстоятельство и, на первый взгляд, несвязанный контекст. Маркируя факт с помощью текста, который начертан на полотне или непосредственно содержится в имени произведения искусства, мастер указывает на видимую часть программы произведения искусства. Таким образом, бинарный характер художественного языка А. Кифера, организует связь между текстом и подтекстом, видимой частью программы и невидимой. Нестандартный подход Ансельма, предлагает новый инструментарий исследования и демонстрирует технологию продуцирования новых смыслов. The article will consider the problem of correlating the signs and symbols of Anselm Kiefer's semiotic system in connection with the facts of historical consciousness and its narrative. Anselm Kiefer's painting "Nuremberg" (1982) will be taken as an object of study as a representative of the author's creative approach, reflecting a combination of postmodern aesthetics, traditionalism and as a representative of the author's palimpsest, creative thinking. The work of Anselm Kiefer develops in the direction of returning the ideological program of the work to the space of the field of the original symbolic natural meanings. Natural meanings intuitively, at the level of the deep subconscious, reflect the essence of historical and social facts. The natural-philosophical approach to the presentation of historical facts not only and not so much returns the cultural and civilizational spirit to its natural state, but rather affirms the unnaturalness of the “heroic symbols” that can be used by the ideologists of official state institutions. Formalization of phenomena, facts through the prism of "heroic symbolism" can distort their essence. The semiotics of Anselm Kiefer, as the principle of archiving and transmitting historical facts, affirms the cleansing of political associations and a return to the cultural code. The artistic language of Anselm is presented as a universal text, in the space of which many meanings procedurally converge, implicitly containing invisible and visible symbolism. Marking allusions, the artist points to a figure of speech in which a circumstance and a seemingly unrelated context are hidden. Marking the fact with the help of the text that is inscribed on the canvas or directly contained in the name of the work of art, the master points to the visible part of the program of the work of art. Thus, the binary nature of Kiefer's artistic language organizes the connection between text and subtext, the visible part of the program and the invisible one. Anselm's non-standard approach offers new research tools and demonstrates the technology of producing new meanings.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т.2, №2
Номера страниц: 7-19
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья