Год издания: 2022
Ключевые слова: наука, инновации, научно-техническая политика, регион, наука и техника, науковедение, цифровизация, государство, политика, региональное развитие, региональная экономика
Аннотация: Завершившийся 2021 год в России прошел под эгидой науки и технологий. Итоги года науки и технологий были подведены на заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию, на котором было отмечено, что современный этап развития общества характеризуется серьезными экономическими и социальными проблемами тПоказать полностьюакими как вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, увеличивающейся скоростью различных изменений внешних и внутренних условий хозяйствования, а также возникновением различного вида вызовов и угроз. Все эти факторы очень четко показали колоссальную значимость сферы науки и технологий.??В перечне поручений по результатам проведенного заседания особая роль принадлежит вопросам развития сферы науки и инноваций в регионах Российской Федерации, без которых говорить о стратегическом развитии данной сферы с учетом предстоящего объявления в России «Десятилетия науки и технологий» невозможно. ??Повышение роли регионов в научно-технологическом развитии Российской Федерации, формирование в субъектах Российской Федерации региональных государственных программ в области научно-технологического развития, формирование государственных информационных систем в субъектах РФ, направленных на предоставление услуг в сфере науки, включение региональных институтов развития науки и инноваций в федеральный перечень российских организаций, гранты которых не подлежат налогообложению. Данные поручения обуславливают усиление в регионах России стратегического и политического планирования в сфере науки и инноваций. На сегодняшний день далеко не в каждом даже социально-экономически развитом субъекте РФ есть орган исполнительной власти, отвечающий за сферу науки и инноваций (например, Красноярский край), в виду чего развитие данной сферы на региональном уровне представляет определенные сложности. В связи с вышеизложенным разработка научных основ формирования региональной научно-технической и инновационной политики будет весьма актуальна в настоящее время.?Научные теоретические и методологические основы для формирования региональной научно-технической и инновационной политики будут способствовать удовлетворению потребностей по модернизации системы регионального стратегического управления научным и инновационным развитием в условиях нарастающих внешних и внутренних угроз, а также практической значимости для своевременной оценки и предотвращения кризисных явлений в научной и инновационной сфере как на уровне регионов, так и в целом в Российской Федерации. Действующая региональная научно-техническая и инновационная политика в субъектах РФ показывает, что ее реализация носит спонтанный, а не целенаправленный характер, что подтверждается наличием несогласованности в механизмах ее реализации, основных элементов и стейкхолдеров, кроме того, в большинстве регионов стратегические документы научно-технического и инновационного характера завершили или завершают свое действие, а в некоторых регионах они даже отсутствуют. В связи с этим требуется обновление стратегических документов в соответствии с большими вызовами, современными приоритетами и трендами, а также необходим научный фундамент для их подготовки. ?Проводимая реформа институтов развития науки и инноваций на федеральном уровне в дальнейшем инициирует к перестроению, адаптации и новым условиям имеющиеся региональные институты развития. Федеральное и региональное законодательство в области научно-технической и инновационной деятельности представляет набор законов и подзаконных актов, слабо связанных между собой, а также с региональными политиками. Имеет место рассогласованность целей, задач, показателей и критериев оценки научно-технического, инновационного и социально-экономического развития и, как следствие, отсутствие взаимосвязи в параметрах эффективности функционирования региональных органов власти в части реализации научно-технической и инновационной политики, что в свою очередь приводит к нарушению устойчивости региональных социально- экономических систем. Как было отмечено президентом РАН А.М. Сергеевым, а также в Стратегии НТР, в России не существует единой государственной системы управления наукой и инновациями, что обуславливает разрозненность региональной, отраслевой, корпоративной и федеральной научно-технической и инновационной политики, в связи с этим обуславливается актуальность и значимость необходимости решения вышеизложенных проблем. ?Целью исследования является формирование научно-обоснованных теоретических и методологических основ для последующего создания модели региональной научно-технической и инновационной политики. Междисциплинарность исследования заключается во взаимодействии между системами дисциплинарного знания в процессе достижения поставленной цели и задач исследования. В исследовании будут использованы инструменты и методы, а также учтены аспекты экономической, юридической, политической и социологической науки. Научная новизна исследования связана с формированием модели региональной научно-технической и инновационной политики, учитывающей федеральную повестку в развитии сферы науки и инноваций, а также особенности социально- экономического, географического, природно-рекреационного и исторического развития регионов РФ. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти для разработки научно-технических и инновационных политик и стратегий регионов РФ, уточнения других стратегий социально-экономического развития региона, а также для разработки программных мероприятий. Ожидаемым результатом исследования будет являться модель региональной научно-технической и инновационной политики, сочетающая в себе основные компоненты, ограничения, механизмы взаимодействия и развертывания, ресурсы, цели, задачи и результаты, на основе которых будет возможно формировать и реализовывать конкретную научно-техническую и инновационную политику каждого региона Российской Федерации.?