Год издания: 2022
Ключевые слова: успешность обучения, система поддержки успешности обучения, образовательные данные, цифровая образовательная история, управление процессом обучения, электронное обучение, предиктивная аналитика, модель прогнозирования, машинное обучение, цифровой след, электронная информационно-образовательная среда
Аннотация: Стремительное развитие технологий побуждает университеты вкладывать значительные ресурсы в цифровизацию образовательного процесса. С точки зрения разумного планирования человеко-временных ресурсов, вложение в автоматизацию таких процессов, как контроль и тьюторинг, позволит высвобождать творческий ресурс профессорско-преподавательсПоказать полностьюкого состава и использовать его для более содержательных задач, таких как научная работа и разработка авторских курсов высокого уровня.??Вместе с тем в упомянутых сферах (контроль и тьюторинг) встает вопрос о качественном замещении человека программными ресурсами. Сейчас многие электронные курсы на образовательных платформах (как университетских, так и глобальных) имеют достаточно качественный обучающий контент. При этом, как правило, сам контент выстроен линейно, а средства контроля знаний являются либо стандартными, либо требуют участия преподавателя. Контроль промежуточной успеваемости в соответствии с графиком освоения и тьюторинг пока обеспечиваются стандартными методами и находятся за пределами основного фокуса разработчиков курсов. В то же время фокус образовательных организаций на сетевые программы с использованием внешних курсов (часто автоматизированных) ставят остро проблему контроля и тьюторинга обучающегося на протяжении всего образовательного процесса.?Своевременно поданный сигнал о повышении риска неуспешности обучения (отклонении от ожидаемого графика освоения дисциплины, изменении образовательного поведения, значительного снижения успеваемости) и принятые меры могут позволить вернуть обучающегося в правильное русло и обеспечить успешное завершение им образовательного курса. В случае отклонения от ожидаемого пути освоения или существенного увеличения риска неуспешности, модуль тьюторинга (или рекомендательный модуль) может предлагать студенту другие ресурсы с подобным контентом, дополнительные тренажеры и т.п., обеспечивая таким образом адаптивность образовательного курса. При возникновении серьезных проблем с освоением учебного материала такая система должна своевременно предупредить всех участников образовательного процесса о необходимости либо повторения базовых курсов, необходимых для понимания текущего (prerequisites), либо корректировки образовательной траектории. ??Система раннего оповещения может опираться как на текущие результаты обучающегося внутри дисциплины, так и на его "образовательную историю": образовательный путь на всех предшествующих ступенях обучения (от школы до поступления в вуз), а также результаты по ранее освоенным дисциплинам. Такие системы поддержки успешности обучения могут оказаться критически важным звеном в условиях процессов интенсивной автоматизации образовательного процесса (особенно на 1-2 курсах) и оптимизации ресурсов, через которые проходят многие университеты.?Особенно остро вопрос эффективной организации обучения с помощью электронных обучающих сред и дистанционных образовательных технологий встал в связи с вынужденным переходом на дистанционные формы во время пандемии COVID-19.??При этом, во-первых, следует ожидать, что в ближайшие 1-2 года возврат к традиционным формам обучения не произойдет в полном объеме. Во-вторых, образовательные организации, которые в этот период сумеют сохранить (а где-то и повысить) качество образовательного процесса и выстроить эффективную образовательную среду с использованием современных цифровых технологий получат весомые конкурентные преимущества на образовательном рынке, что будет способствовать дальнейшему развитию системы образования.??В рамках данного проекта предполагается исследование влияния образовательной истории на текущие результаты и дальнейшее обучение, а также оценка значимости различных показателей образовательной истории для прогнозирования успешности обучения. Результаты исследования станут основой для создания модели системы поддержки успешности обучения в высшей школе.?Научная новизна исследования заключается определении сущности и содержания понятия цифровой образовательной истории, в системном анализе ее компонентов, выявлении их прогностической значимости, определении возможностей применения цифровой образовательной истории в качестве составляющей системы поддержки успешности обучения.