Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.612
Ключевые слова: professional competence, professional and personal development, professional advancement, preschool education, self-education, preschool teacher, networking, partnership, educational environment, vocational education, профессиональная компетентность, профессионально-личностное развитие, повышение квалификации, дошкольное образование, самообразование, педагог дошкольного образования, сетевое взаимодействие, партнерство, образовательная среда, профессиональное образование
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска современных подходов к подготовке педагогических кадров дошкольного образования, продиктованных произошедшими изменениями в системе дошкольного образования, и возросшими требованиями к профессионально-личностному развитию педагога дошкольного образования. Цель статьи состоПоказать полностьюит в выявлении и обосновании специфики профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования в современных условиях сетевых взаимодействий с организациями-партнерами. Методология исследования основывается на нормативно-правовых актах в сфере дошкольного образования, положениях синергетически-сетевого, компетентностного, системного и личностно-деятельностного подходах, анализе научной литературы. Определены современные подходы к профессионально-личностному развитию педагога дошкольного образования, представлен обзор современных научных взглядов на проблему, на его основе уточнена сущность понятия «профессионально-личностное развитие педагога дошкольного образования», раскрыты его содержательные характеристики. Представленные в статье результаты позволяют утверждать, что специфика профессионально-личност ного развития педагога дошкольного образования обосновывается профессиональной деятельностью педагога дошкольной образовательной организации, которая обусловлена, прежде всего, особенностями возраста детей. В связи с чем педагог должен обладать глубокими знаниями теории и методики дошкольного образования, особенностями возрастного развития детей, создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, устанавливать взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений и др. Рассмотрено понятие «сетевое взаимодействие» и некоторые возможности партнерства как эффективного условия профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования. Сделаны выводы, что дальнейшее исследование может быть направлено на разработку модели профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования в условиях сетевого взаимодействия с организациями-партнерами. The relevance of the research is due to the need to search for modern approaches to the training of preschool teachers, dictated by the changes in the preschool education system and the increased requirements for the professional and personal development of a preschool teacher. The purpose ofthe article is to identify and substantiate the specifics of the professional and personal development of a preschool teacher in modern conditions of network interactions with partner organizations. The research methodology is based on normative legal acts in the field of preschool education, provisions of synergetic-network, competence-based, systemic and personal-activity approaches, analysis of scientific literature. Modern approaches to the professional and personal development of a preschool teacher are defined, an overview of modern scientific views on the problem is presented, on its basis the essence of the concept of “professional and personal development of a preschool teacher” is clarified, its content characteristics are disclosed. The results presented in the article allow us to assert that the specifics of the professional and personal development of a pre school teacher are justified by the professional activity of a teacher of a preschool educational organization, which is primarily due to the peculiarities of the age of children. In this connection, the teacher must have a deep knowledge of the theory and methodology of preschool education, the peculiarities of the age development of children, create and use an educational environment for pedagogical purposes, establish interaction with all participants in educational relations, etc. The concept of “network interaction” and some partnership opportunities are considered as an effective condition for the professional and personal development of a preschool teacher. Conclusions are drawn that further research can be aimed at developing a model of professional and personal development of a preschool teacher in the conditions of network interaction with partner organizations.
Журнал: Бизнес. Образование. Право
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 408-413
ISSN журнала: 1990536X
Место издания: Волгоград
Издатель: Ващенко Александр Николаевич, Кумейко Елена Анатольевна