Методологическое обеспечение "Новой политехнической школы" : отчет о НИР

Описание

Тип публикации: отчёт о НИР

Год издания: 2017

Ключевые слова: технологическая платформа, модернизация образования, методология образования, дидактика, креативность, изобретательство, ТРИЗ-педагогика, устойчивое развитие

Аннотация: Для начальной довузовской подготовки будущих инженеров, которым предстоит работать в условиях шестого технологического уклада, Индустрии 4.0, способных решать проблемные задачи (в соответствии с прогнозами Всемирного банка), разработана система, дополняющая внедряемую в детских технопарках и Центрах молодежного инновационного творчПоказать полностьюества модель FabLab отечественными, признанными в мире методами генерации инновационных идей. Разработана концепция Новой политехнической школы, включающей специализированные инженерные, инженерно-технологические, корпоративные классы, основанная на интеграции содержания школьных предметов и дополнительного образования с современными методами инженерного мышления, главным образом с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). На базе авторской разработки – системы «Изобретающее образование», включающей методы изобретения знаний и инновационных проектов в составе дидактики инновационного образования ТРИЗ-педагогика – созданы и апробированы образовательные программы для учащихся инженерно-технологических классов основной (8-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы, для повышения квалификации педагогов, работающих в инженерно-технологических классах. Разработаны и апробированы, в качестве образцов для последующих разработок практическими педагогами, планы уроков профильных и общеобразовательных предметов, где учащиеся «переизобретают» методами ТРИЗ технические системы, научные теории, решения исторических деятелей и литературных героев, живые организмы и космические тела.Разработаны и апробированы также планы уроков и дополнительных занятий по изучению современных методов инженерного мышления. Программы и дидактические методы соответствуют школьным образовательным стандартам нового поколения ФГОС-2, особенно в связи с существенным повышением роли проектной деятельности, системно-деятельностному подходу, системно объединяют ключевые метапредметные результаты таким образом, который обеспечивает начало формирования в школьном возрасте важнейшего качества инженеров будущего – креативности. Новая политехническая школа существенно способствует успешности учащихся на научно-технических конференциях, выставках, конкурсах, молодежных инновационных конвентах и других научно-технических мероприятиях, позволяет создавать патентоспособные решения. В связи с этим разработана для реализации в довузовских образовательных организациях система фиксирования и защиты интеллектуальной собственности, создаваемой учащимися и педагогами на уроках, дополнительных занятиях и в научно-техническом творчестве. Эта система в перспективе может повысить эффективность школьной экономики за счет защиты и реализации создаваемой в специализированных классах интеллектуальной собственности. Показаны возможности ТРИЗ-педагогики, как средства воспитания созидательной личности. В связи с тем, что в условиях шестого технологического уклада особенно актуальными становятся сформулированные ООН принципы устойчивого развития и Глобальные цели устойчивого развития, рассмотрены возможности применения развитой авторами системы ТРИЗ-педагогика для формирования учащихся, как субъектов устойчивого развития, способных принимать такие инновационные решения, которые направлены на сохранение окружающей среды и других невосполняемых ресурсов для будущих поколений. Сформулировано понимание устойчивого мышления, как инновационного мышления, направленного на устойчивое развитие.?Разработаны и апробированы инновационные методики научных олимпиад, научных конференций, интенсивных школ учащихся, основанные на интеграции содержания школьных предметов и дополнительного образования с современными методами инженерного мышления.?Научные олимпиады проводятся по комплексу предметов: математика, физика, химия, технология, информатика (могут добавляться и другие предметы) в два тура. Первый тур: «Решение задач». Участникам ставятся открытые задачи, т. е. задачи, имеющие множество правильных решений. Задачи состоят в анализе различных технических и других систем, перечень которых сообщается участникам в начале тура. ?Для каждой выбранной участником системы необходимо выявить ее достоинства и недостатки, взаимосвязи составляющих ее элементов, взаимодействие с внешними системами, функциональные аналоги и функциональные антиподы системы, скрытые противоречия, препятствующие или могущие воспрепятствовать в будущем совершенствованию системы в рамках прежней структуры, предложить качественно новую структуру системы, свободную от названных противоречий. При этом участники применяют ранее полученные ими знания, а также сведения, получаемые при информационном поиске в Интернете, доступ к которому им предоставляется. Второй тур: «Презентация инновационных проектов участников». Конкурсный зачет на обоих турах ведется по степени инновационности решений на основе содержащейся в ТРИЗ шкалы уровней решений проблемных задач.?На научных конференциях презентуются инновационные проекты учащихся, которые могут быть выполнены как индивидуально, так и коллективно. Конкурсный зачет, как и на олимпиадах, ведется по степени инновационности решений. Это позволяет сравнивать между собой проекты, относящиеся к различным наукам и областям деятельности.?Предусматривается применение на олимпиадах и конференциях системы фиксирования и защиты интеллектуальной собственности, содержащейся в решениях олимпиадных заданий и в проектах. В том числе: присутствие на этих мероприятиях патентоведа, определение потенциально патентоспособных решений, призы в виде оплаты пошлин по заявкам на изобретения и др.?На интенсивных школах главная задача: создать задел инновационных проектов участников, которые после окончания интенсивной школы, в течение учебного года, можно дорабатывать, изготавливать демонстрационные и действующие макеты, оформлять и направлять на различные конференции, конкурсы, выставки проектов учащихся, лучшие из них – патентовать. Из числа авторских методов ТРИЗ-педагогики, на интенсивных школах в наибольшей степени применяется метод инновационных проектов в варианте группового руководства, когда методолог ТРИЗ ставит участникам вопросы согласно ТРИЗ, а присутствующие на интенсивной школе ученые и специалисты в различных областях дают ответы, информацию участники также получают в Интернете. Как правило, первая половина дня отводится лекциям, а вторая – индивидуальным и групповым консультациям по создаваемым проектам. Приветствуется творческое проектирование самими участниками культурно-массовых мероприятий.?

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных