Читательская компетентность младших школьников: становление и развитие контекстного чтения : описание проекта

Описание

Год издания: 2016

Ключевые слова: читательская компетентность, развитие младших школьников, контекстное чтение, смысловое чтение, младшие школьники, письменная речь, художественный текст

Аннотация: Обучение чтению в начальной школе на сегодняшний день включает 2 этапа:?•?чтение слов и сочетаний слов (букварный период),?•?литературное чтение, когда ученик изучает текст как художественное произведение, рассматривает его композицию и осуществляет критическую оценку (конец 1-го класса – 4 класс).?Однако в школьной практике фактичПоказать полностьюески отсутствует промежуточный этап обучения чтению, где главным является понимание смысла текста как объемного и сложно устроенного высказывания. Предлагаем использовать для этого рабочее понятие «контекстное чтение», которое наиболее точно отражает содержание данного этапа.?В современном коммуникативно-информационном обществе умение понять смысл прочитанного – обязательная характеристика успешной личности. Ведь именно оно обеспечивает переход от этапа пассивного усвоения информации к этапу ее активного использования, доказывая тем самым значимость представленного проекта.?Актуальность проекта задана, во-первых, новым ФГОС начального общего образования, где ключевым требованием к результатам обучения является «овладение навыками смыслового чтения текстов»; во-вторых, серьезной проблемой повышения читательской компетентности младших школьников, которая находится в фокусе внимания не только центральных, но прежде всего региональных органов образования, в данном случае – органов управления образованием Красноярского края (2012-2015 гг.) ?Итак, по нашему убеждению, контекстное чтение – специфический этап обучения, который практически не осмыслен в научном аспекте и вместе с тем, имея собственное содержание и цель, требует подробного анализа, исследовательского моделирования, а потому обладает качествами научной новизны. ?Существенную новизну обеспечивает также практическая ориентированность проекта, поскольку его главная задача – разработка и апробация методики обучения контекстному чтению: прогнозируемые результаты здесь составляют:?1)? формирование корпуса текстов, в которых обращение к тому или иному средству передачи смысла видимым для ребёнка образом изменяет смысл текста;?2)?описание педагогических условий, обеспечивающих становление контекстного чтения как пробно-продуктивного действия у младших школьников; ?3)?создание методики обучения контекстному чтению в соответствии с названными выше условиями;?4)?описание результатов апробации предлагаемой методики обучения контекстному чтению;?5)?оформление полученных результатов в научно-методические публикации.??В основу проекта положена гипотеза о том, что внедрение в школьную практику этапа контекстного чтения существенно улучшит качество освоения художественных и информационных текстов. В конечном счете это будет способствовать значимому формированию у ребенка важнейших языковых компетенций – навыков безбоязненного, активного и оперативного взаимодействия с текстами самой широкой стилистической и целевой направленности. При этом мотивация учащихся будет базироваться на решении интересных и одновременно посильных коммуникативных задач.?Практическая ориентированность проекта поддерживается высоким уровнем ее фундаментальности. С языковых позиций она, в частности, основана на достижениях теории коммуникации, общей филологии и речеведения. Еще одной базой исследования являются принципы культурно-исторической психологии. Эти авторитетные научные направления, во-первых, имеют кардинальный интерес к обстоятельствам использования языка в речи. Во-вторых, они же задают методологический и методический сдвиг в сторону языковой функциональности / деятельности. ?Мы проверим наши предположения в формате формирующего эксперимента. Результаты работы будут представлены серией статей и методических разработок, опубликованных в авторитетных изданиях гуманитарного, в частности, психолого-педагогического профиля.

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных