Тип публикации: отчёт о НИР
Год издания: 2017
Ключевые слова: 400-летие основания г. Енисейска, виртуальный культурно-исторический портал, научно-методические рекомендации, интерактивная карта
Аннотация: В ходе выполнения проекта была актуализирована проблема участия представителей разных поколений в создании «живой истории» старинного сибирского города Енисейска. Для авторов проекта стало важным исследование позиционирования жителей Енисейска и всех, кто с ним связан, в мировом информационном пространстве как представителей городаПоказать полностьюс многовековой историей и богатым культурно-историческим наследием. Это особенно важно для подрастающего поколения, которое призвано изучать и сохранять то, что создано предшественниками. Целью проекта явилась разработка пакета культурно-исторических и научно-методических образовательных материалов к празднованию 400-летия основания г. Енисейска. Задачи проекта были сформулированы в контексте поставленной цели. Первой задачей была разработка виртуального культурно-исторического портала «История Енисейска глазами енисейцев». Эта задача была решена с той поправкой, что в ходе проекта интерес к феномену Енисейска высказали не только его жители, но и студенты Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета, а также обучающиеся в школах Лесосибирска, что нашло отражение в медиапроекте «Вы не были в Енисейске?» В связи с этим расширилось название портала – «История Енисейска глазами енисейцев. Мой Енисейск. Живая история». Существенным оказалось изменение сущности обращения к порталу. Центральным концептом стало личностное отношение посетителей портала к городу. Было доказано, что 400-летняя история г. Енисейска являет собой историческую и культурную самоценность, которая может стать источником формирования личностного отношения к ней у представителей разных поколений при условии их «включенности» в «живую историю». Описание этого опыта нашло отражение в публикациях в журналах, включенных в перечень ВАК, а также в статьях журналах и сборниках, индексируемых в РИНЦ. Следующей задачей было создание интерактивной карты на английском языке «Yeniseisk –a city-monument», которая стала органичной частью портала. Базой для проведения работы стали тексты об объектах культурно-исторического наследия Енисейска на русском и английском языках. Теоретической основой проведенной работы стало обоснование понятий «культурно-историческое наследие», «культурный ландшафт», «смысловое поле культурно-исторического наследия». Для осмысления научных категорий, необходимых для реализации проекта, существенной оказалась работа руководителя проекта в областной научной библиотеке г. Томска и в Российской национальной библиотеке г.Санкт-Петербурга. Важной задачей явилась разработка научно-методических рекомендаций по использованию портала и интерактивной карты в образовательном процессе системы среднего, среднего специального и высшего образования. В ходе выполнения проекта была проведена первичная апробация и осуществлено внедрение научно-методических рекомендаций, что подтвердило целесообразность предлагаемых средств, методов и приемов работы. Апробация проходила среди обучающихся в школах г. Лесосибирска, студентов Лесосибирского педагогического института- филиала СФУ, а также среди студентов университета г. Хельсинки (Финляндия). Результаты этой работы нашли отражение в статьях в журналах, включенных в перечень ВАК, а также в статьях журналов и сборников, индексируемых в РИНЦ. Все публикации подготовлены в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-24007. Проделанная работа подтвердила научную новизну проекта, которая заключается в научном обосновании разработки и использования культурно-исторических и методических материалов к празднованию 400-летия основания г. Енисейска на примере создания виртуального культурно-исторического портала «История Енисейска глазами енисейцев» и интерактивной карты на английском языке «Yeniseisk –a city-monument». Результатами работы стали виртуальный культурно-исторический портал «История Енисейска глазами енисейцев», научно-методические рекомендации по использованию виртуального культурно-исторического портала «История Енисейска глазами енисейцев», интерактивная карта «Yeniseisk –a city-monument» на английском языке, учебно-методические рекомендации по использованию интерактивной карты.?В 2017 г. продолжалась работа по реализации цели проекта, которая предполагала разработку пакета культурно-исторических и научно-методических образовательных материалов к празднованию 400-летия основания г. Енисейска. Задачи проекта были сформулированы в контексте поставленной цели. Первой задачей было обновление контента культурно-исторического портала, «История Енисейска глазами енисейцев. Мой Енисейск. Живая история», интерактивной карты на английском языке «Yeniseisk – a city-monument». В ходе решения это задачи в контенте карты были добавлены материалы об известных людях Енисейска, которые внесли существенный вклад в культурное развитие города в разные исторические периоды. Здесь же предполагалась апробация и внедрение научно-методических рекомендаций, разработанных в 2016 г., в образовательный процесс системы среднего, среднего специального и высшего образования Красноярского края. С обучающимися средних учебных заведений г. Енисейска проводилась работа по изучению культурно-исторического наследия Енисейска. Обучающиеся Енисейского педагогического колледжа выступили активными авторами эссе «Мой Енисейск» на портале «История Енисейска глазами енисейцев. Мой Енисейск. Живая история» и выразили свое отношение к городу, его культурно-историческому наследию. В Лесосибирском педагогическом институте была проведена комплексная работа по внедрению научно-методических рекомендаций на занятиях в курсе «Культура России», раздел «Енисейск-город-памятник», а также во внеучебной работе со студентами. Результаты проведенной работы нашли свое отражение в монографии «Образовательный потенциал культурно-исторического наследия Енисейска», в статьях, опубликованных в материалах научных мероприятий и в статье, опубликованной в издании, индексируемом в базах данных "Сеть науки" (Web of Science). Было доказано, что культурное наследие старинного сибирского города может стать основой для создания виртуального образа города. Применение адекватных методов исследования: анкетирования, контент-анализа, интерпретации и сравнительного анализа позволили констатировать преобладание позитивного отношения к городу и к его культурно-историческому наследию у обучающихся Енисейска и студенческой молодежи молодого растущего города Лесосибирска. Следующей задачей был выпуск справочника «Культурно-историческое наследие XVII-XIX вв. The Historical and Cultural heritage of Yeniseisk in XVII-XIX centuries». Задача выполнена. Контент справочника включил в себя разнообразные материалы по культурно-историческому наследию Енисейска. Доминирующая роль была отведена архитектурному наследию города, где наиболее ярко нашло отражение культурное–историческое развитие города в XVII-XIX вв. Материалы справочника могут быть полезны работникам образования и обучающимся в период подготовки к празднованию 400-летия Енисейска. Третья задача предполагала сбор материалов для написания монографии «Образовательный потенциал культурно-исторического наследия Енисейска». Для реализации поставленной задачи существенной оказалась работа Е.В. Семеновой и В.И. Семенова с материалами Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), что позволило раскрыть теорию вопроса и проанализировать результаты опытно-экспериментальной части исследования. Четвертой задачей стало написание и выпуск монографии «Образовательный потенциал культурно-исторического наследия Енисейска». задача выполнена. Раскрыто понятие культурно-исторического наследия, представлена характеристика культурно-исторического наследия Енисейска в контексте истории города, разработаны и апробированы стратегии использования культурно-исторического наследия Енисейска в образовательных целях. Анализ опытно-экспериментальной работы позволяет судить о возможности ее тиражирования и распространения апробированных форм и технологий в образовательных учреждениях края. Рефлексивный анализ работы по реализации проекта позволил зафиксировать полное выполнение задач проекта на период 2016-2017 г.????