Методические подходы к мониторингу миграционных потоков для формирования системы управления качеством жизни населения регионов Сибири и развития дифференцированной территориальной политики страны : отчет о НИР

Описание

Тип публикации: отчёт о НИР

Год издания: 2016

Ключевые слова: человеческий капитал, качество жизни населения, дифференцированная пространственная политика страны, миграция, профессионально-композиционная структура поселения, поведение групп

Аннотация: Основным научным результатом, полученным в ходе реализации данного проекта, является методический подход к мониторингу миграционных потоков для формирования системы управления качеством жизни населения регионов Сибири и Арктической зоны. Методический подход включает: модель профессиональной композиции поселения в аспекте качества жПоказать полностьюизни; подход к выявлению пороговых характеристик активного и пассивного миграционного поведения; результаты апробации моделей, которые необходимы для доработки системы мониторинга миграционных процессов сибирских арктических территорий. Отдельно следует выделить рекомендации по включению результатов реализации проекта в систему управления качеством жизни в регионах и процессы разработки дифференцированной пространственной политики страны.?Факторный анализ миграции позволил вывод, что с позиции управления качеством жизни населения, приоритетными направлениями воздействия выступают понимание населением перспектив развития территории и своего профессионального развития, традиционные характеристики уровня жизни не играют существенной роли при принятии ключевыми группами населения решений по поводу, как активной, так и пассивной мобильностей. В сравнении с ближайшими конкурентами в СФО Красноярский край лидирует с позиции объективных статистических характеристик уровня жизни населения и субъективных, полученных нами в ходе опроса жителей края (на основе методик The Short Form-36 и «Better life index»), - жители края позитивно оценивают аспекты своего физического состояния и удовлетворены бытовыми аспектами жизни. Однако 57% респондентов отмечают желание развиваться дальше, но треть не видят для себя такой возможности. Модель профессиональной композиции поселения, как фактора качества жизни, должна включать: пропорции занятых по секторам экономики; требования к уровню образования трудовых ресурсов; структуру занятых по профессиям и квалификации в контексте тенденций НТП; структуру занятости и дохода по отношению к группам - рабочие традиционных промышленных производств, креативный класс, в том числе суперкреативное ядро. Модель состоит из трех подсистем и отражает: среднегодовую численность трудовых ресурсов по секторам экономики в разрезе уровня образования; профессиональную структуру занятых по классам занятости и по номенклатуре профессий новой экономики. ?Модель миграционного поведения (разработанная нами на базе конструктивной психологии конфликта) отражает систему представлений населения о внешних (состояние здравоохранения, образования, жилищных условий, доступность социальных услуг, уровень социально-экономического развития и состояние рынка труда, экология) и внутренних, (гражданственность, экзистенциальность, профессионализм и занятость, позиция человека, как потребителя) факторах жизнедеятельности. Внутренние факторы обладают балансовыми характеристиками. Население в первую очередь, ориентировано на внутренние факторы, в то время как эффективность власти для населения - это, прежде всего удовлетворительное состояние внешних факторов жизнедеятельности. Непонимание этого факта органами власти провоцирует усиление протестного поведения населения (активной и пассивной миграции (наркомания, алкоголизм, актуальность данных проблем для арктических территорий Сибири в последние годы возросла). Предполагая, что экзистенциальный фокус вызывает конфликт, определяет его предмет, то в исследовании мы акцентировали внимание на профессионализации, как интеграции образования и деятельности через развитие профессии и индивидуального профессионального роста. Пороговые значения факторов качества жизни определены нами по ряду социально-психологических экспериментов с использованием данной исследовательской модели. ?При апробации модели зафиксировано три типа рассогласований, которые кратко можно охарактеризовать как «ожидания работодателя входят в противоречие с реализуемыми формами и содержанием профессионализации молодых специалистов». Апробация, проведенная в группах: молодые педагоги, руководители образовательных организаций, руководители муниципального и регионального уровней, является началом такого типа работ и имеет существенные ограничения. ?Текущая ситуация с самочувствием населения Красноярского края с позиции управления миграционной ситуацией охарактеризована нами с учётом дифференциации значимых факторов качества жизни для укрупненных групп населения, сформированных относительно, как сферы деятельности (промышленность, услуги, коммерция), так и социального статуса. Важным фактором закрепления профессионалов в Красноярском крае является управление их адаптацией в профессии. Уточнению значимых факторов адаптации на примере молодых педагогов Красноярского края посвящено социальное исследование, проведённое в рамках данного гранта. Мы получили пилотные данные, которые необходимы на данном этапе не для принятия управленческих решений, а для отработки механизма мониторинга. ?Методику управления и мониторинга миграционных потоков, включающую профессионально-композиционную модель поселения и пороговые характеристики поведения населения и трудовых ресурсов, разработанную на принципах конструктивной психологии конфликта рекомендуем включить в систему управления качеством жизни в регионах и процессы разработки дифференцированной пространственной политики страны следующим образом: на основе реализации разработанного в ходе исследования проекта создания на базе СФУ центра человеческого капитала; посредством совершенствования системы публичных взаимодействий населения Красноярского края и органов государственной и муниципальной власти в сфере предоставления государственных услуг. ?Одним из ориентиров в рамках правового регулирования для использования результатов мониторинга миграционных потоков в системе управления качеством жизни населения региона является Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах РФ». Материалы исследования могут использоваться Федеральной антимонопольной службой, Министерством экономического развития РФ и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» для формирования единой позиции при подготовке предложений в Правительство РФ о внесении изменений в законодательство РФ, утверждение (принятие) которых позволит повысить развитие конкуренции и улучшить условия ведения бизнеса в РФ. Материалы данного исследования используются при внесении изменений в стандарт. По нашим оценкам эффективность и осуществимость нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения субъектов социального комплекса Красноярского края не является достаточной для качественного воспроизводства соответствующих инфраструктурных благ, так как значительная часть групп специальных интересов остается не вовлеченной в регламентируемые отношения или слабо учтенной. Представлен проект предложений в рамках подпрограммы «Координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в части повышения реализации иных государственных программ Российской Федерации и программ субъектов Российской Федерации на территории Арктической зоны Российской Федерации» госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года.?Подробно результаты исследования отражены в 3 монографиях, 9 научных статьях, 17 докладах на научно-практических конференциях, учебно-методическом обеспечении программ бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации.?Результаты междисциплинарного исследования, представленные в данном отчёте, отвечают требованиям обоснованного выбора подхода к мониторингу миграционных потоков в регионах Сибири и Арктической зоны, на основе модели, учитывающей текущую и прогнозируемую профессионально-композиционную структуру регионов-поселений, пороговые характеристики поведения и институциональные механизмы включения мониторинга на новой методической основе в систему управления качеством жизни в регионах и процессы разработки дифференцированной пространственной политики страны.??

Ссылки на полный текст

Вхождение в базы данных