Тип публикации: отчёт о НИР
Год издания: 2014
Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь, права человека, юридическая ответственность, гарантии прав и свобод, доступность юридической помощи, конституционная ответственность государства, правовой статус личности, федеративное устройство, конституционное право, обеспечение права
Аннотация: Среди правовых механизмов обеспечения конституционного права на квалифицированную юридическую помощь юридическая ответственность и иные меры публично-правового принуждения (контроль, надзор, меры защиты и пр.) играют ограниченную роль в силу экономико-правовой природы юридической помощи, поэтому в механизме гарантирования названногПоказать полностьюо права акценты должны быть смещены на эффективные формы частно-правовой юридической ответственности и позитивное, ненаказательное гарантирование, когда отказ в доступе к юридической помощи либо ее некачественное оказание влекло бы значительные ощутимые издержки для субъекта оказания финансового, репутационного, профессионально-корпоративного характера.?Правовыми средствами повышения финансовой доступности юридической помощи являются: установление правовых льгот в виде субсидирования отдельных видов юридической помощи отдельным категориям получателей; использование механизмов возмещения расходов на оплату услуг представителя и в том случае, когда юридическая помощь была оказана бесплатно не только адвокатом, но и иными субъектами оказания юридической помощи, в том числе финансируемые за счет бюджетов; бóльшая формализация и конкретизация критериев разумности возмещения судебных расходов, включая расходы на юридическую помощь, со стороны, проигравшей судебный процесс; страхование расходов на юридическую помощь.?Правовой режим ответственности адвокатов и юристов-неадвокатов должен быть единым, т. е. ориентированным на потребителя. Отказ от применения к ответственности адвокатов Закона «О защите прав потребителей» создает дополнительные юридические препятствия реализации прав и законных интересов граждан, например, лишая их возможности при ненадлежащем оказании юридической помощи обращаться в суд с иском по месту своего жительства и не уплачивать при этом государственной пошлины. ?Реалистическое понимание правовых режимов позволяет спроецировать нормативные установления на реально существующие общественные отношения, выявить деятельностные и организационные фактические условия, содействующие или препятствующие реализации того или иного права. ?Прикладное значение имеет разработанная методика оценки правового режима бесплатной юридической помощи. ?Анализ положений проекта действовавшего и действующего варианта государственной программы «Юстиция» в части вопросов, касающихся юридической помощи, показывает, что действующая государственная программа и ее предыдущие версии, в том числе проект, по крайней мере, в части развития системы юридической помощи, не могут выступать документами стратегического характера, нуждаются в серьезной концептуальной проработке с привлечением юридической науки. ?Необходимо использовать возможности профессионального независимого саморегулирования оказания юридической помощи на основе координации усилий всех профессиональных юристов, работающих в этой области, безотносительно организационно-правовой принадлежности (адвокаты, юридические фирмы, нотариусы и т. д.), и потенциала в этом направлении профессионального объединения юристов – Ассоциации юристов России.?Следует отказаться от административных методов управления системой юридической помощи (от предоставления адвокатуре процессуальных преимуществ, исключение любого вида монополий по каким-либо видам юридических услуг). ?При том, что отсутствуют социально значимые основания для введения адвокатской или какой-либо иной монополии в сфере оказания юридической помощи, конкуренция в сфере юридической помощи должна быть конкуренцией профессионалов, оказывающих юридическую помощь на постоянной основе. ?Необходимо законодательно закрепить квалификационные требования к лицам, оказывающим юридическую помощь в системе негосударственной возмездной юридической помощи (за исключением адвокатов, нотариусов и патентных поверенных), а также предусмотреть порядок допуска к оказанию юридической помощи. ?Обеспечение информационной открытости профессиональной деятельности юристов, оказывающих юридическую помощь на постоянной (не разовой) основе – гораздо более продуктивный шаг в этом направлении, нежели введение любых видов монополий, лицензий и т. д. на рынке юридических услуг. Для реализации этой функции информационная открытость профессиональной юридической помощи требует создания единой открытой информационной системы «Юридическая помощь», включающей федеральный и региональный уровни. На сегодняшний момент сложились все предпосылки для осуществления операторской функции информационной системы «Юридическая помощь» Ассоциацией юристов России и ее региональными отделениями. ?Страхование расходов на юридическую помощь способно выступить эффективным правовым механизмом обеспечения ее доступности и качества, позволяет перенести финансирование расходов на получение юридической помощи из публичной сферы в частную, тем самым перевести ее на рыночные начала. В отечественной правовой системе на сегодняшний момент существует ряд препятствий, способных существенно повлиять на работу механизмов страхования расходов на юридическую помощь и востребованность подобных услуг среди граждан. Российскому юридическому сообществу, а также страховым компаниям следует обратить внимание на практику, складывающуюся в зарубежных странах, достоинства системы страхования и необходимость заимствования ее прогрессивных начал. ?