Профилактика ксенофобии у подростков в условиях образования

Описание

Тип публикации: отчёт о НИР

Год издания: 2014

Ключевые слова: ксенофобия, толерантность, интолерантность, отношение к себе, отношение к другому, подростковый возраст, психологические предпосылки ксенофобии, профилактика ксенофобии

Аннотация: В течение 2013-2014 гг работа по проекту «Профилактика ксенофобии у подростков в условиях образования» была направлена на всесторонний анализ характера и динамики взаимосвязи самоотношения с межличностной толерантностью как ключевого фактора, обуславливающего наличие и формирование ксенофобии у младших и старших подростков. провереПоказать полностьюна гипотеза В качестве основы построения психологической модели формирования ксенофобии в подростковом возрасте выбрана взаимосвязь самоотношения с межличностной толерантностью. Обоснована и эмпирически проверена гипотеза о связи «толерантности к себе» и толерантности к другим в подростковом возрасте. Разработан и обоснован авторский методический подход к исследованию проявлений интолерантности с акцентом на качественные методы исследования, включающий пакет методик: описание образов своего и чужого сверстника; методика проективный рассказ ««Чужой» новенький в классе», призванная выявить ксенофобические тенденции на уровне априорных представлений установочного характера; опросник ксенофобических проявлений в поведении подростка, предназначенный для заполнения учителем, на основе опыта регулярного наблюдения за конкретным подростком. За период работы над проектом было проведено срезовое и лонгитюдное исследование межличностной толерантности, самоотношения, образов «своего» и «чужого сверстника» и проявлений ксенофобии у подростков 11-16 лет. ?Всего было опрошено 40 учителей и 180 подростков. Согласно результатам исследования около 50% подростков возраста 11 – 12 лет и около 60% возраста 14 – 15 лет имеют склонность к интолерантности в форме неумения сглаживать неприятные впечатления от встреч с людьми и склонности переделывать других. Результаты корреляционного анализа показали, что наиболее устойчивой в течение подросткового периода является связь коммуникативной толерантности с самоуважением (в 15 из 18 групп, n=120), т.е. в подростковом возрасте межличностная толерантность тем выше, чем выше самоуважение. Для изучения возрастной динамики троекратно на протяжении 1,5 лет осуществлялись замеры коммуникативной толерантности и самоотношения в группах младших и старших подростков (11 – 12 и 13 – 14 лет соответственно на момент начала исследования, n=60). Зафиксирована тенденция к росту в течение подросткового периода выраженности самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса, самопринятия при снижении выраженности самоуверенности. Результат сопоставления данных методик с оценкой учителями поведенческих враждебных проявлений у испытуемых, показал, что наличие ксенофобических установок подростков, как правило, не напрямую связано с ксенофобией в поведении. Тенденция к непосредственному выражению ксенофобического отношения к сверстнику, воспринимаемому «чужим», характерна только для мальчиков, младших подростков. Установлено, что пик склонности к интолерантности (70 – 80% подростков) приходится на период 12 – 13 лет и совпадает по времени с периодом преобладания не конструктивно разрешаемых конфликтов со сверстниками. Полученные результаты говорят о необходимости косвенного влияния на толерантность через организацию средствами образования системы мер, обеспечивающих подростку развитие позитивного самоотношения. ?Профилактика ксенофобии должна заключаться в работе по выстраиванию такого образовательного пространства, в котором с большей долей вероятности будут развиваться, воспитываться и поддерживаться характеристики, препятствующие выбору ксенофобической стратегии поведения: повышение самоуважения, аутосимпатии; расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей; становление социальной компетентности ребенка; формирование ценности просоциального поведения, активной жизненной позиции, самостоятельности, ответственности, патриотизма и здорового образа жизни. Основным отчужденным результатом проекта помимо опубликованных и подготовленных статей выступает методическое пособие, включающее: исчерпывающую информацию о существующих подходах к профилактике ксенофобии в России и за рубежом; обсуждение современного социокультурного контекста разворачивания программ и систем профилактики ксенофобии в образовательных учреждениях; представление о том, то такое ксенофобия, каковы ее проявления и психологические механизмы формирования (по результатам нашего исследования и обобщения существующего опыта); результаты исследования отнесенности сверстника к своим или чужим в подростковом возрасте, связи самоотношения и ксенофобии; описание социально-психологических причин и подходов к профилактике ксенофобии в условиях и ресурсами образования. В приложении к пособию представлен методический подход, использованный для проведения данного грантового исследования. ?Таким образом, все задачи, поставленные в 2013 и 2014 году, выполнены в полном объеме. Авторскому коллективу удалось разработать психологические основания программы профилактики ксенофобии в системе образования, ориентированной на формирование системы «отношение к себе – отношение к Другому».

Ссылки на полный текст

Персоны

  • Федоренко Елена Юрьевна

Вхождение в базы данных