Эффективное управление рентой как источник долгосрочного развития лесного комплекса России

Описание

Тип публикации: отчёт о НИР

Год издания: 2015

Ключевые слова: экономика природных ресурсов, природная рента, лесная рента, налогообложение в лесном секторе экономики, рентные платежи

Аннотация: Установлено, что, несмотря на существенный потенциал лесных ресурсов, в настоящее время Россия не только не является лидером мирового рынка, но даже вынуждена покупать на 2/3 экспортной выручки лесную продукцию у других стран, зачастую поставляя им дешевый круглый лес, который впоследствии реимпортируется уже в виде конечной продукПоказать полностьюции с высокой добавленной стоимостью. К основным причинам, приводящим к такому положению российского лесного комплекса, относятся: низкая степень переработки продукции, экспортируемой за рубеж; дефицит транспортной инфраструктуры; отставание во внедрении экологичных методов, соответствующих мировым стандартам; низкая эффективность мероприятий по лесовосстановлению и лесозащите; высокий уровень оборота нелегального сектора; слабая инвестиционная активность в комплексе и пр.?Предлагается оценивать лесную ренту по Парето и Рикардо путем эконометрического моделирования с учетом факторов издержек лесозаготовки и параметров качества леса, данные о которых предоставляются по результатам проведения лесных аукционов. Выполнена оценка лесной ренты по данным лесных аукционов в 2013 г. с интернет-площадки электронных торгов torgi.gov.ru. Получены адекватные эконометрические модели, описывающие вариации лесной ренты в зависимости от типа леса, его качества (объема хлыста) и расстояния вывозки. Доказано, что моделирование лесной ренты с помощью линейно специфицированной регрессионной модели, оцениваемой с использованием взвешенного метода наименьших квадратов позволяет получать более достоверные оценки, чем с помощью моделей, основанных на нелинейной спецификации, предложенной ранее О. А. Эйсмонтом и др.?Установлено, что только в части регионов России проводятся действительно конкурентные аукционы, лес на которых продается по ценам, учитывающим действительную ренту. В большинстве случаев происходят формально соответствующие критериям торги, в которых, как правило, выступают два участника, и лот переходит владельцу по цене, превышающей минимальную на один-два шага. Очевидно, что в таких случаях рента всё равно существует, но присваивается не государством, а лесозаготовителями, поскольку они продают лес по рыночной цене. В соответствии с полученными оценками при средней рыночной цене круглого леса в России в 2013 г. около 1 600 рублей за 1 куб. м средняя собираемая рента составляет 70—150 руб. с 1 куб. м, а для «конкурентного случая» она достигает 500 руб. с 1 куб. м. Таким образом, в консолидированный бюджет России поступает в 3—4 раза меньше рентных платежей за пользование лесными ресурсами, чем при эффективном способе изъятия.?Управление лесным комплексом в России всегда сталкивалось с существенными трудностями. Проблемы, накопившиеся в комплексе на сегодняшний день, во многом обусловлены как институциональным наследием советского периода, так и неосторожной, зачастую совершенно безразличной, политикой государства в сфере лесных отношений. Проанализирована возможность применения мирового опыта эффективного управления лесным хозяйством в российских условиях. Установлено, что ключевым вопросом лесной политики является проблема прав собственности на лесные земли. Существуют исследования, подтверждающие преимущества режимов использования лесов, основанных на частной собственности. Вместе с тем переход к такой системе возможен только при наличии эффективных институтов государственного управления и низком уровне коррупции. Такие условия пока неприменимы для России, поэтому переход к частной собственности на леса в нашей стране возможен лишь в долгосрочной перспективе. Важным способом повышения эффективности лесной политики является децентрализация управления комплексом.?Предложена новая модель организации лесных отношений в России, затрагивающая реформу системы управления комплексом (децентрализация управления; создание институтов соуправления комплексом между властью и бизнесом); существенные преобразования в способе управления лесной рентой (передача регионам функций по самостоятельному установлению минимальной попенной платы; перераспределение бюджетного финансирования лесного хозяйства с учетом принципа приоритетности распределения рентных доходов в региональные бюджеты; переход к программно-целевому методу финансирования лесного хозяйства, основанному на концепции экологической версии предназначения природной ренты).?Сформулирована программа реформы лесного комплекса России в качестве варианта государственной политики в сфере лесных отношений. Рассмотрены вероятные реакции различных участников лесных отношений. Предполагается, что в долгосрочной перспективе предложенный пакет реформ будет способствовать развитию эффективных институтов в лесном комплексе.?Программа исследований, предложенная в заявке на проект выполнена в полном объеме. Результаты выполнения проекта опубликованы в 5 статьях в изданиях Перечня ВАК, в том числе в журналах «Регион: экономика и социология», «ЭКО», а также обобщены в монографии объемом 10 а. л. Апробация результатов проекта проведена на двух международных конференциях в России, а также на публичном коллоквиуме Института биогеохимии Общества научных исследований им. Макса Планка, г. Йена, ФРГ.

Ссылки на полный текст

Персоны

  • Зандер Евгения Викторовна

Вхождение в базы данных