Тип публикации: отчёт о НИР
Год издания: 2012
Ключевые слова: информация, знание, современность, сознание, общество знания, когнитивные технологии, коммуникация, когнитивное управление, рациональность, дискурс, сетевое сообщество
Аннотация: Проведенное исследование, актуализированное трансформацией современного общества и превращением его в знаниевое, было ориентировано на анализ различных аспектов общества знания. Исследование осуществлялось в зависимости от направленности, с опорой на историко-феноменологический, герменевтический, социально-конструктивистский, систеПоказать полностьюмный и др. методологические подходы. Общим среди различных векторов исследования являлся когнитивно-информационный подход.?В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы. ?Выявлены социально-исторические и теоретические основания модели общества знания. В обществе знания главным фактором производства становится знание, которое помимо наукоемкого продукта, создает новый тип экономических отношений и новый стиль когнитивного управления.?В рамках анализа генезиса социальной рациональности были выделены типы дотехнологической и технологической рациональности. Было установлено, что модель современной социальной рациональности интерпретируется неоднозначно: от моделей рефлексивной, коммуникативной рациональности до моделей упрощенной или ограниченной рациональности.?Представлены основы концепции рефлексивного управления как возможности практического осуществления деятельности руководителей в условиях функционирования общества знания. Выявлено, что создание перспективных стратегий деятельности в нестандартных условиях обусловлено нарастающей изменчивостью внешней среды. Когнитивные технологии реализуют системный подход, позволяя исследовать развитие объекта в неорганизованной, разнородной, агрессивной среде и вырабатывать стратегию его развития на весьма отдаленную перспективу. Когнитивные технологии позволяют строить модели взаимодействия управляемого объекта с внешней средой с учетом влияний, способствующих или препятствующих его успешному функционированию. ?Теоретико-методологический анализ коммуникативных практик применительно к процессу порождения научного знания установил, что коммуникация внутри научного сообщества выступает в качестве способа примирения версионности разных внутринаучных дискурсов, правомерное существование которых обусловлено онтологией самого общества знания. Метадискурс в науке этически нагружен.?Было обозначено, что в современной системе образования необходимо «избавиться» от передачи так называемых «мертвых знаний». Теоретическим обоснованием этого требования является настоятельное различение феноменов «знание» и «информация», являющихся фундаментальными принципами функционирования общества знания. ?Анализ природы когнитивных процессов протекающих в интеллектуальных сообществах виртуального пространства глобальной сети Интернет воплотился в разработке типологии организации философии в цифровой среде («философские электронные архивы», «блоггинг философия» и «мультимодальная философия»). ?Бытие общества знания определяет модусы существования человека. Были выявлены противоречия между глубинными потребностями человека (самостоятельность принятия решений, изменчивость, творчество, общительность, самореализация, самопознание) и социальными требованиями. Сделан вывод о том, что позиция деятельного, творческого человека обладает значительными преимуществами для существования в обществе знаний.??В процессе теоретико-методологического анализа когнитивно-информационных основ общества знания: ?1. Опубликованы (или подписаны в печать) – 20 публикаций;?2. Подготовлены проекты двух монографий «Философские проблемы когнитивного управления» и «Модели рациональности современного общества»;?3. Проект рабочей программы «Когнитивное управление»;?4. Разработаны рекомендации для Экспертного совета Правительства Красноярского края;?5. Организованы и проведены 2 теоретических семинара (в апреле и ноябре 2012 г). Итогом обобщающего Научно-методологического семинара «Когнитивно-информационный дискурс общества знания» 29-30 ноября 2012г. является подготовка сборника научных статей;?6. Участники проекта приняли очное и заочное участие в 10 научных конференциях разного уровня: от региональных до международных (г.Одесса, г.Санкт-Петербург, г.Томск, г.Иваново, г.Новосибирск, г. Красноярск).?В целом поставленные задачи реализованы, выявлены новые проблемы и определены перспективы дальнейших исследований. Целесообразно обратить пристальное внимание к философскому анализу образовательной системы в условиях общества знания как основы формирования качественно нового типа личности и креативных групп.?