Тип публикации: отчёт о НИР
Год издания: 2012
Ключевые слова: инклюзия, образовательная интеграция, дети с функциональными и интеллектуальными нарушениями, нормализация жизни людей с инвалидностью, толерантность, образовательное пространство, социокультурная ситуация, социально-педагогическое проектирование, педагог, социализация, семья, образовательные программы, образовательные потребности, анализ конкретного случая
Аннотация: За 2010 г.?В ходе реализации проекта были выполнены и проведены?1. ряд разработок методологического характера. Разработаны ??- методология изучения случаев в начальной школе; ?В силу того, что история каждого ребенка и его социальной интеграции уникальна, наиболее адекватным форматом исследования, на наш взгляд, будет метод анализаПоказать полностьюконкретного случая. Сущность такого исследова¬ния заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколь¬ко случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, происходящих на уровне отдельного человека, семьи, группы людей, сообщества (возможно, в обществе в целом). Case study – это эмпирическое исследова¬ние, которое изучает современный феномен в его реально сущест¬вующем контексте, когда границы между феноменом и контекстом не очевидны и в котором используется множество разноплановых ис¬точников информации. Разработана общая схема анализа данных.??- методология изучения условий обеспечения инклюзии в общеобразовательных учебных заведениях; ?Разработаны критерии и индикаторы оценки школы на предмет ее готовности к инклюзии, классифицированные в следующие группы: нормативно-правовая база; организационные аспекты деятельности образовательного учреждения; оценка архитектурной среды; оценка предметной среды образовательного учреждения; анализ школьного уклада; оценка готовности школьного сообщества к осуществлению инклюзивной практики; анализ внеклассной деятельности школы; анализ организации учебной деятельности.??- методология изучения инклюзивных практик в системе общего образования; ?Системный анализ практик инклюзии предполагает получение разноформатной и разноплановой информации, отвечающей на основной вопрос: что авторы практики считают инклюзией? Важным параметром изучения практик инклюзии является то, что сами авторы думают, делают и говорят о ней, с кем по поводу неё взаимодействуют и чьим опытом пользуются, на каких «культурных героев» ссылаются. Нами разработана матрица показателей для системного анализа практик инклюзии. ??- методология анализа дефицитов и потребностей целевых групп инклюзивного образования; ?Выбран формат фокус-группы с небольшим числом участников (для создания свободной доверительной атмосферы обсуждения), разработан примерный сценарий проведения такой фокус-группы.??2. Были проведены пилотные исследования, построенные в соответствии с разработанной методологией; результаты были представлены в отчете за 2010 год и вошли в опубликованные статьи и в итоговую монографию.??3. мероприятия: ?- межведомственный семинар в рамках Красноярского Городского форума «Проблемы инклюзивного обучения в системе общего образования» (24 участника из учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты населения, оформлен список предложений; см. в приложении – списки участников семинара и перечень предложений)?- III Всероссийская конференция «Педагогика интеграции: практики инклюзии и сопровождения» - 98 человек приняли участие в работе секций, аналитико-проектировочного семинара и мастер-классов; подготовлен к изданию сборник материалов участников конференции (списки участников, информационное письмо и программа конференции – см. в приложении)?- Командировки участников проекта в г. Казань, Москва, Санкт-Петербург и Самара (знакомство с опытом регионов по организации инклюзивного обучения в системе массового образования).??За 2011 г.?1. Мониторинг конкретных случаев образовательной интеграции. Публикация 2 статей (по методологии исследования случаев образовательной интеграции в начальной школе, по анализу адаптации первоклассника с ДЦП в начальной школе).?2. Доработан блок модели инклюзивной школы в системе общего образования, связанный с созданием рефлексивной среды в образовательном учреждении (в соответствии с подходом самообучающихся организаций). ?3. Сопровождение площадок, реализующих образовательную интеграцию. Разработана программа вводного блока повышения квалификации педагогов инклюзивных классов, два методических пособия в помощь педагогам ("Критическое мышление" и "Использование метода исследования конкретного случая в социально-педагогических практиках"), собраны материалы для организации практикума по проведению оценки ?образовательной и социальной ситуации ребенка с ограничениями жизнедеятельности.?4. Подготовлена программа и проведена апробация курсов повышения квалификации для педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования, ориентированная на продвижение идей образовательной интеграции (ноябрь – декабрь 2011 г.). Проанализированы и учтены в дальнейшей доработке модели и программы повышения квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования?основные точки напряжения и выявленные типичные профессионально-личностные дефициты участников курсов повышения квалификации.?5. Подготовлен и передан для внешней экспертизы Никитиной О.Н., зам. министра образования Красноярского края, пакет документов (концепция, программа и материалы учебных блоков курсов повышения квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования в системе общего образования).?6. Подготовлены научно-популярные ресурсные материалы в помощь родителям детей с ограничениями жизнедеятельности ("Основные принципы и подходы социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с нарушениями развития и его семье" и "Оценка ситуации развития и вопросы повседневной реабилитации ребенка с функциональными нарушениями"). Тиражирование осуществлено на CD-дисках.?7. Проведена апробация модели образовательной инклюзии в системе общего?образования г. Красноярска (на площадке начальной общеобразовательной школы МОУ СОШ № 150). ?8. По итогам проведенной оценки ресурсов и возможностей школ для осуществления инклюзии начата подготовка аналитической записки и оформление рекомендаций по их использованию при проектировании развития системы общего начального образования в городе Красноярске.??За 2012 г.?1. В рамках системно-деятельностного подхода (с использованием техник самоопределения для организации ценностного отношения к представленным материалам) разработаны модули повышения квалификации для педагогов инклюзивных классов начальной общеобразовательной школы. ?Апробирована модель повышения квалификации педагогов инклюзивных классов. Разработана версия повышения квалификации для использования в работе учреждений осуществляющих свою деятельность в подходе самообучающихся организаций. ?2. Осуществлялось сопровождение инклюзивного образовательного процесса на площадке начальной общеобразовательной школы МОУ СОШ № 150 на индивидуальном уровне:?- консультации и оказание необходимой психологической поддержки родственникам ребенка с детским церебральным параличом, ?- проводились психолого-педагогические консультации для учителя 4 класса, в котором обучается данный ребенок, ?- проводились обсуждения, совместное планирование и социально-педагогические консультации со школьным психологом, сопровождающему процесс в образовательном учреждении.?3. Поддержка инклюзивного образовательного процесса на организационном уровне оказывалась через проведение обеспечивающих семинаров, дискуссий и рефлексий. В ходе работы по сопровождению деятельности площадки с учителями было проведено 4 тематических семинара («Особенности обучения детей с ДЦП в младшей школе», «Социально-педагогичесике аспекты адаптации ребенка в начальной ступени общеобразовательной школы», «Психологические особенности позиции родителя ребенка с ограничениями жизнедеятельности», «Коммуникация с Другим»), регулярно проводились семинары-рефлексии обучающей практики в инклюзивном классе. По итогам осмысления осуществленной практики инклюзивного обучения подготовлены методические материалы для педагогов. ?4. Дополнительные исследования особенностей позиций субъектов инклюзивного образовательного процесса позволили разработать типологию позиций родителей детей с инвалидностью, которая в настоящий момент апробируется как основа разработки реабилитационных стратегий, направленных на гармозацию семьи как целостной системы в Городском реабилитационном центре «Радуга».?5. Проведена IV Всероссийская Интернет-конференция "Педагогика интеграции: инклюзивное образование в дошкольной и младшей школьной ступени" (8 октября – 5 ноября 2012 г.).?6. Издан сборник материалов IV Всероссийской Интернет-конференции "Педагогика интеграции: : инклюзивное образование в дошкольной и младшей школьной ступени" (8 октября – 5 ноября 2012 г.).?7. Изданы методические материалы для педагогов инклюзивных классов начальных общеобразовательных школ «Учителю об инклюзивном образовании».?8. Изданы методические материалы для педагогов и родителей «Свобода быть другим». ?9. Доработаны с учетом замечаний целевой группы и изданы научно-популярные и методические ресурсные материалы для родителей учащихся инклюзивных классов («Осознать и не сломаться»). ?10. Подготовлена к изданию монография "Основы инклюзивной педагогики". ?11. Подготовлен итоговый отчет за весь период реализации проекта.??Следует отметить невысокую заинтересованность администрации школы и в частности младшей ступени в широком использовании предлагаемых ресурсов (опыт и знания педагогического состава кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологи и социологии СФУ, методические разработки по анализу конкретных случаев и критическому мышлению). Это обусловлено недостаточной системной, финансовой поддержкой инклюзии в системе общеобразовательных школ на уровне муниципалитета.??Однако, к сожалению, приходится констатировать, что инклюзивный процесс, реализовывавшийся в течение 3 лет, не вышел за пределы отдельного класса. Руководство школы полагает, что по окончании младшей ступени ребенку с ДЦП необходимо перейти на дистанционную форму обучения. Проведенные обсуждения с руководством школы показали, что в дальнейшем – уже для пилотных проектов по инклюзии в рамках региона (в соответствии с концепцией развития инклюзивного образования), необходимо предлагать более существенные меры системной поддержки тем школам, в которых будет реализовываться инклюзивный образовательный процесс.??