Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.14529/hsm23s114
Ключевые слова: female students, motivation and value, health, healthy lifestyle, physical education, information and communication technologies, студентки, мотивационно-ценностное отношение, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, информационно-коммуникативные средства
Аннотация: Цель: формирование у студенток вуза мотивационно-ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и физической культуре с использованием информационно-коммуникативных средств в процессе их физического воспитания. Материалы и методы. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный (с 2016 по 202Показать полностью0 г.), в нем участвовало 250 студенток Иркутского государственного университета (контрольная и экспериментальная группы по 125 девушек). Использовались социологические методы исследования и мониторинговые технологии изучения их здоровья. Результаты. Сравнительное изучение у студенток характеристик мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни и параметров их физического здоровья позволяет отметить их тесную взаимосвязь. Она наиболее выраженно проявляется на 3-м году обучения, когда в экспериментальной группе отмечено появление девушек активно-деятельностного (13,3 %) типа и прирост обучающихся с характеристиками рационально-ориентировочного (до 69,3 %) типа, что подтверждает у них высокую степень сформированности мотивации и ценностных ориентаций. В то же время у студенток экспериментальной группы были значимо (Р < 0,05) лучше, чем в контроле ЖЕЛ, динамометрия силы мышц кисти, снизились вес, ЧСС в покое, диастолическое АД и был отмечен прирост (Р < 0,05-0,001) всех характеристик двигательных качеств. Заключение. Реализация в процессе физического воспитания студенток экспериментальной педагогической технологии с использованием информационно-коммуникативных средств способствует поступательному развитию у них мотивационно-ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и физической культуре. Выявленная сформированность мотивации у девушек экспериментальной группы на 3-м году обучения реализуется через улучшение параметров их физического здоровья и позволяет отметить, что ценностное отношение студенток к своему здоровью является важным фактором его регуляции. Aim. The paper was aimed at forming a motivation- and value-based attitude toward health, a healthy lifestyle, and physical education among female university students by means of information and communication technologies integrated into PE activities. Material and methods. The study consisted of 3 stages, which took place from 2016 to 2020, and involved 250 female students of the Irkutsk State University (control and experimental groups, n = 125 in each group). Health examination integrated sociological methods and monitoring technologies. Results. The comparative analysis between a motivation- and value-based attitude toward a healthy lifestyle and physical health demonstrated close relationships between these parameters, especially in the 3rd year of study. In this period, in the experimental group, activity-oriented female students were noted (13.3%), along with an increased number of rationality-oriented female students (69.3%), which confirmed well-formed motivation- and value-based attitudes. In the experimental group, a significant (Р < 0.05) increase in vital capacity and wrist strength measurements, weight loss, a decrease in HR at rest, and a decrease in diastolic BP were confirmed, as well as an increase (Р < 0.05-0.001) in all movement qualities. Conclusions. The use of this experimental pedagogical technology in the physical education of female university students contributed to the continuous development of their motivation- and value-based attitudes toward health, a healthy lifestyle, and physical education. In 3rd-year students, increased motivation measurements in the experimental group were accompanied by improvements in physical health. Therefore, the attitude of students toward their health was considered an important factor in health regulation.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина
Выпуск журнала: Т.23, №S1
Номера страниц: 97-106
ISSN журнала: 25000209
Место издания: Челябинск
Издатель: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)