Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.40091
Ключевые слова: claims, level of claims, junior schoolchildren, speech disorders, speech errors, speech, development, normotypic development, communication, training, притязания, уровень притязаний, младшие школьники, речевые нарушения, нарушения речи, речь, развитие, нормотипичное развитие, общение, обучение
Аннотация: Притязания детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями характеризуются наличием дезадаптивных форм поведения в ситуации успеха - неуспеха. Учащиеся с нарушениями речи демонстрируют такие особенности поведения в ситуации неуспеха как: обвинение окружающих и обстоятельств в своих неудачах (в том числе и языковых), проблеПоказать полностьюмы в общении и межличностном взаимодействии, снятие с себя ответственности за свои поступки, дискредитацию поставленных целей и задач, низкую продуктивность организованной деятельности. В статье представлены результаты исследования уровня притязаний учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями и их сверстников без речевых патологий. Цель статьи: изучение уровня притязаний у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Материал и методы. Выборку исследования составили 40 учащихся 3 - 4 классов. Уровень притязаний учащихся определялся при помощи методики «Моторная проба Шварцландера». Для учащихся с нарушениями речи характерным является преобладание неадекватно завышенного уровня притязаний. Нереалистично высокий и высокий уровни притязаний были выявлены у 75% учащихся с нарушениями речи. У учащихся с нормотипичным развитием преобладают умеренный и высокий уровни притязаний. Учащихся с нарушениями речи имеют неадекватно завышенный уровень притязаний. Нереалистично высокий уровень притязаний выявлен только в группе учащихся с нарушениями речи. Для их притязаний характерны: во-первых, низкая сопротивляемость неудачам и невысокая способность выдерживать продолжительное напряжение, во-вторых, большая потребность в высоких притязаниях, связанных с нереалистично завышенной самооценкой. The claims of primary school children with speech disorders are characterized by the presence of maladaptive forms of behavior in a situation of success or failure. Students with speech disorders demonstrate such features of behavior in a situation of failure as: blaming others and circumstances for their failures (including language), problems in communication and interpersonal interaction, taking responsibility for their actions, discrediting goals and objectives, low productivity of organized activities. The article presents the results of a study of the level of claims of primary school students with speech disorders and their peers without speech pathologies. The purpose of the article: to study the level of claims of younger schoolchildren with severe speech disorders. The study sample consisted of 40 students of grades 3 - 4. The level of students' claims was determined using the "Schwarzlander Motor Test" technique. For students with speech disorders, the predominance of an inadequately inflated level of claims is characteristic. Unrealistically high levels of claims were found in 75% of students with speech disorders. Moderate and high levels of pretensions prevail among students with normotypic development. Students with speech disorders have an inadequately inflated level of claims. An unrealistically high level of claims was revealed only in a group of students with speech disorders. Their claims are characterized by: firstly, low resistance to failure and low ability to withstand prolonged stress, and secondly, a great need for high claims associated with unrealistically inflated self-esteem.
Журнал: Психолог
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 64-75
ISSN журнала: 24098701
Место издания: Москва
Издатель: Даниленко Василий Иванович