Соотношение познания и доказывания при определении наказания и проблема качества приговоров

Описание

Перевод названия: Correlation of knowledge and establishment of evidence in determining the punishment and the problem of quality of sentences

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2016

Идентификатор DOI: 10.17803/1994-1471.2016.64.3.143-151

Ключевые слова: criminal sentence, establishment of evidence, knowledge, personality of the accused, procedural form, sentence, proximate knowledge, уголовное наказание, доказывание, познание, личность обвиняемого, процессуальная форма, приговор, непосредственное познание

Аннотация: Основная проблема статьи - необходимость надлежащего решения вопроса о наказании по уголовному делу, которая рассматривается в двух аспектах - теоретическом и практическом. Теоретический аспект заключается в установлении природы деятельности по определению наказания, а именно является ли эта деятельность познавательной и если являеПоказать полностьются, то исчерпывается ли это познание доказыванием? Примыкая к распространенной позиции тех авторов, кто признает познавательный характер за указанной деятельностью, мы отстаиваем позицию, что доказывание, несмотря на всю свою значимость, не исчерпывает процесс познания по уголовному делу. В частности, это демонстрируется в контексте изучения личности обвиняемого на основе ст. 73 УПК РФ, а также исходя из возможности суда и следователя непосредственно воспринимать свойства личности обвиняемого. Вышеуказанные теоретические положения используются для решения практического аспекта проблемы, который заключается в крайне и перманентно низком качестве приговоров с точки зрения раскрытия вопросов наказания. В подтверждение приводятся позиции ученых, эмпирические данные, в том числе результаты анкетирования лиц, отбывающих реальное наказание в виде лишения свободы, позиции высших судов. В качестве возможных направлений решения проблемы предлагается пересмотреть, с одной стороны, обоснованность столь жестких требований процессуальной формы при решении вопросов наказания, а с другой - разделение процессов по решению судом вопросов о виновности и о наказании. В подтверждение обоснованности указанных подходов приводится опыт зарубежных стран (США), дореволюционного отечественного законодательства, а также позиции отдельных ученых. The main problem of the article is the need for proper solution of the issue of punishment in a criminal case, which is considered in two aspects - theoretical and practical. The theoretical aspect is aimed at establishing the nature of activity to determine the punishment, namely, whether it is a cognitive activity, and if so, whether it is limited to the knowledge of establishment of evidence. Adjoining to the common position of those authors who recognize the cognitive character of this activity, we defended the position that the establishment of evidence, despite its importance, does not exhaust the learning process in a criminal case. In particular, this is demonstrated in the context of the study of the personality of the accused on the basis of Art. 73 of the Criminal Procedural Code, as well as based on the possibility of the court and the investigating officer directly perceive the traits of the accused person. Subsequently, the above theoretical principles are used to solve the practical aspects of the problem which concerns extremely and permanently low quality of a sentence in terms of the disclosure of matters of the punishment. In support of this position, the author provides the viewpoints of the scientists, empirical data, including the results of the questioning of persons serving a real imprisonment sentence, the decisions of the High Courts. As a possible solution to the problem the author proposes, on the one hand, to review the validity of such stringent requirements of procedural form in matters of punishment, and on the other, the separation of the processes on rendering a decision concerning guilt and punishment by a court. To confirm the reasonableness of these approaches the experience of foreign countries (the United States), the pre-revolutionary national legislation, as well as the position of individual scientists are provided.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Актуальные проблемы российского права

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 143-151

ISSN журнала: 19941471

Место издания: Москва

Издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)"

Персоны

Вхождение в базы данных