Reflexive Possibilities of a Language During the Selection of the Word of the Year : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.26794/2308-944X-2023-11-1-19-25

Ключевые слова: word of the year, language reflection, linguosociological procedures, meta-linguistic indicators, Russian sector of the Internet (Runet), слово года, языковая рефлексия, лингвосоциологические процедуры, металингвистические индикаторы, русский сектор интернета (Рунет)

Аннотация: “Word of the Year” as a linguistic and sociological research is carried out in many countries of the world and has been very popular for many years, moreover, it attracts more and more attention every year. This partly explains the relevance of this study. The “Word of the Year” campaign is usually attended by professional philologПоказать полностьюists, who can involve the general public in the discussion, but the final choice is made by experts. Yet, the average native speaker gets a chance to evaluate the result. The aim of the article is to describe the reflexive possibilities of “Words of the Year” as seen by a Russian-speaking observer, who carries out linguistic reflection. The material for analysis includes lists of “Words of the Year” for different years in different countries; sources of material are Internet publications, designed for a wide range of Russian-speaking readers; the main methods encompass observation, description, component and conceptual analysis. The article formulates the definition of “Word of the Year” as a linguistic unit that due to its significance and frequency of use, has become a nominal linguistic marker of one calendar year. “Word of the Year” helps to trace current social sentiments, problematic topics and topical issues of concern to the social majority. “Word of the Year” allows us to summarize a brief verbal summary of the period and consolidate these generalisations for the next generations. The analysis of the material led to conclusions that the reflexive possibilities of the “Word of the Year” can comprise frequency as an indicator of a surge of attention to the word; selection of a language unit from a number of words that are to some extent related to the current and significant “key situation”; and competition between several lists of “Words of the Year” compiled by different expert groups, whose existence allows a native speaker, first, to compare different approaches to the choice made and to juxtapose them to their own linguistic instinct. Выбор «слова года» как лингвосоциологическая процедура осуществляется во многих странах мира и является весьма популярной на протяжении многих лет, более того - с каждым годом привлекает к себе все больше и больше внимания. Этим частично объясняется актуальность проведенного исследования. В акции «слово года» принимают участие, как правило, профессиональные филологи, которые могут привлечь к обсуждению широкие слои населения, но окончательный выбор делают эксперты. При этом рядовой носитель языка получает возможность оценить полученный результат. Целью статьи является описание рефлектирующих возможностей «слов года», какими их видит русскоязычный наблюдатель, который и осуществляет языковую рефлексию. Материал для анализа - списки «слов года» за разные годы в различных странах, источники материала - интернет-публикации, рассчитанные на широкий круг русскоязычных читателей, основные методы - наблюдение, описание, компонентный и концептуальный анализ. В статье сформулировано определение «слова года» как языковой единицы, которая по причине своей значимости и по частоте употребления стала номинативным лингвистическим маркером одного календарного года. «Слово года» помогает отследить текущие социальные настроения, проблемные темы и актуальные вопросы, волнующие социальное большинство. «Слово года» позволяет подвести краткий вербальный итог периода и закрепить эти выводы для следующих поколений. Анализ материала позволил прийти к выводам, что к рефлективным возможностям «слова года» можно отнести: частотность как показатель всплеска внимания к слову; выбор языковой единицы из ряда слов, которые в той или иной степени связаны с актуальной и значимой «ключевой ситуацией»; и конкуренцию нескольких списков «слов года», составленных разными экспертными группами, наличие которых позволяет носителю языка, во-первых, сопоставить разные подходы к выбору «слова года» и, во-вторых, опереться на собственную интуицию, на свое языковое чутье.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Review of Business and Economics Studies

Выпуск журнала: Т. 11, 1

Номера страниц: 19-25

ISSN журнала: 2308944X

Место издания: Moscow

Издатель: Финансовый университет при Правительстве РФ

Персоны

Вхождение в базы данных