От власти имперской - к власти советской: интерпретация творческих исканий Николая Заболоцкого в сборнике "Арарат" : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.15826/qr.2023.1.793

Ключевые слова: POETRY BY N. ZABOLOTSKY, ZHUKOVSKY V, creative influence, artistic consciousness, HANDWRITTEN COLLECTION OF POEMS ARARAT, ПОЭЗИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО, ЖУКОВСКИЙ В, творческое влияние, художественное сознание, РУКОПИСНЫЙ СБОРНИК СТИХОВ "АРАРАТ"

Аннотация: Исследуется роль В. Жуковского, автора баллад XIX в., в творческом сознании Н. Заболоцкого. В ряду биографических фактов и сочинений поэта XX в., свидетельствующих о его постоянном интересе к предшественнику, специально изучено стихотворение с металитературным названием «Баллада Жуковского» (1927). Этот текст-ребус был включен ЗабоПоказать полностьюлоцким в состав рукописной книги «Арарат» и рассматривается в контексте данного сборника. Цель работы - преодолеть смысловую «герметичность» «Баллады Жуковского» и определить место и функции произведения в структуре стихотворного цикла «Арарат». Методология работы базируется на исторической поэтике, что предполагает, с одной стороны, выявление жанровой основы, актуальной как для Жуковского, так и для Заболоцкого, с другой - тех трансформаций, которые претерпевает баллада в контексте «нового мироощущения и нового искусства». Основными источниками являются рукопись «Баллады Жуковского», авторская обложка «Арарата» с рисунками писателя и другие стихотворения сборника. Главным результатом стала реконструкция, подразумевающая мотивно-образное единство стихотворений сборника, его циклообразующего сюжета, в котором переосмыслена библейская история о потопе. Проанализированы межтекстовые связи внутри книги, конкретизированы их функции. В первой части «Арарата» завершающая «Баллада Жуковского» стала наиболее остроконфликтным произведением в триаде текстов, посвященных гибели старого имперского уклада жизни. На основе проясненной симметричной композиции цикла в его второй половине обнаружено стихотворение-перевертыш «Движение», в котором на месте балладного царя оказывается представитель новой власти - сидящий «как на троне» извозчик, а на месте мертвеца-утопленника из «деревни круглой» - «бедный конь» как движущая сила современности. Таким образом, Заболоцкий фиксирует смену социальной и бытовой парадигмы, выводя на передний план профанных героев новой эпохи. This article examines the role of Zhukovsky, a nineteenth-century ballad author, in Zabolotsky’s creative consciousness. Among the biographical facts and writings of the twentieth-century poet that reveal his constant interest in the canonic figure of his predecessor, the author pays special attention to Zhukovsky’s Ballad (1927) that has a metaliterary title. Zabolotsky included this work which looks like a riddle in the composition of Ararat, his handwritten book, and therefore is considered by the author of the article in the context of this collection. The paper aims to overcome the semantic opacity of Zhukovsky’s Ballad and to determine its place and functions in the structure of the Ararat poetic cycle. Methodologically, the analysis is based on historical poetics, which implies, on the one hand, the identification of a genre basis relevant to both Zhukovsky and Zabolotsky, and on the other hand - the transformations that the ballad underwent in the context of a “new worldview and new art”. Another theoretical reference point is B. M. Gasparov’s Poetics of the Tale of Igor’s Campaign dedicated to the interpretation of the opaque text and based on the analysis of its linguistic and genre-stylistic features. The main sources in this research are the manuscript of Zhukovsky’s Ballad as well as the cover of Ararat with drawings by the writer, and the other poems of the collection. The main result lies in the reconstruction of the cyclical plot implying the unity of all the poems of the collection through the prism of their motifs and imagery, which, in turn, revisits the biblical story of the Flood. The author analyses intertextual connections within the book and specifies their functions. In the first part of Ararat, Zhukovsky’s Ballad which completed the collection was the most conflictual work within a triad of texts dedicated to the end of the old tsarist and imperial way of life. Based on the clarified symmetrical composition of the cycle, in its second half, the author discovers the poem Movement mirroring Zhukovsky’s Ballad. Instead of the tsar in the ballad, there appears a cabman sitting “as if on the throne” as a representative of the new “proletarian” authorities. In the place of a drowned man who lived in the “round village,” the reader now sees a “poor horse” as the driving force of modernity. Thus, Zabolotsky captures the change of the social and everyday life paradigms, bringing the heroes of a new era to the fore.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Quaestio Rossica

Выпуск журнала: Т.11, 1

Номера страниц: 341-354

ISSN журнала: 2311911X

Место издания: Ekaterinburg

Издатель: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Персоны

Вхождение в базы данных