КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.54509/22203036_2023_1_136

Ключевые слова: foreign language educational environment, educational environment components, professional foreign language communication, educational practice, иноязычная образовательная среда, компоненты образовательной среды, профессиональное иноязычное общение, образовательная практика

Аннотация: Введение. Современная реальность требует от специалиста достаточно развитой коммуникативной компетентности, включая владение иностранным языком. Актуализируется педагогическая проблема поиска условий, средств, форм и методов повышения качества иноязычной подготовки, в том числе в профессиональном образовании. Целью данной работы явПоказать полностьюляется выявление сущности феномена «иноязычная образовательная среда» в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, а также выявление и обоснование ее требований (характеристик) как педагогического условия, способствующего формированию указанной готовности. Приводится описание первого этапа апробации данной иноязычной образовательной среды в Сибирском федеральном университете при обучении иностранному языку будущих инженеров по направлению подготовки «Машиностроение» на основе принципов Всемирной инициативы CDIO. Методология. Исследование проводилось с исполь-зованием теоретических методов: сравнительно-сопоставительного анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых и методических документов по проблеме иноязычной подготовки; применялись научные приемы систематизации и обобщения, построения гипотез, конструирования. Результаты. Конкретизируется понятие «иноязычная образовательная среда» в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. На основе анализа существующих трендов инженерного образования и принципов Всемирной инициативы CDIO, опираясь на модель образовательной среды, разработанную В. И. Слободчиковым, авторы выделяют и обосновывают целесообразность характеристик образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности: насыщенность среды за счет обогащения ее содержания; многообразие модулей в содержании подготовки для учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся; многофункциональность, позволяющая готовить обучающихся к разным уровням владения иноязычными навыками в соответствии с личностно значимыми потребностями. Приводится развернутая характеристика всех компонентов образовательной среды, обусловленная необходимостью пролонгированности деятельности обучающихся в иноязычной образовательной среде. Заключение. Конкретизировано понятие иноязычной образовательной среды в контексте формирования готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности, указаны и обоснованы ее характеристики. Оценка уровня готовности обучающихся, проводимая экспертной комиссией с участием носителей языка в условиях выстраивания коммуникации с профессионалами других стран в рамках международной конференции, и рефлексивная оценка самих обучающихся позволяют признать сформированность у обучающихся способности к профессиональному иноязычному общению и обоснованность иноязычной образовательной среды в качестве одного из педагогических условий, способствующих формированию готовности обучающихся к иноязычному общению в будущей профессиональной деятельности. Introduction. Reality requires a specialist to have sufficiently developed communicative competence, including knowledge of a foreign language. The pedagogical problem of searching for conditions, means, forms and methods of improving the quality of foreign language training, including professional education, is being actualized. The purpose of this work is to identify the essence of the phenomenon of “foreign language educational environment” in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in future professional activities and to identify its requirements (characteristics) as a pedagogical condition contributing to the formation of this readiness. The description of the first stage approbation of the foreign language educational environment at the Siberian Federal University when teaching a foreign language to future engineers for the specialty of “Mechanical Engineering”, based on the principles of the CDIO World Initiative, is given. Methodology. The research was carried out using theoretical methods: comparative analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, analysis of regulatory and methodological documents on the problem of foreign language training. Scientific methods of systematization, generalization and constructing hypotheses were used. Results. The concept of a “foreign language educational environment” is specified in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities. Based on the analysis of existing trends in engineering education and the principles of the CDIO World Initiative as well as the model of the educational environment developed by V. I. Slobodchikov, the authors identify and justify the expediency of the educational environment characteristics in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in future professional activities: saturation of the environment due to the enrichment of its content; variety of modules in the content of training to consider individual characteristics and abilities of students; multifunctionality, which allows students to prepare for different levels of use of the received foreign language training in accordance with personal goals. A detailed description of all components of the educational environment is given. The need to include such characteristic as prolongation of students’ activities in a foreign language educational environment is presented. Conclusion. The concept of a foreign language educational environment is specified in the context of the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities, its characteristics are indicated and justified. The assessment of the students’ level of readiness, conducted by an expert commission with the participation of native speakers in the conditions of building communication with professionals from other countries within the framework of an international conference and a reflexive assessment of the students themselves, allows us to recognize the formation of students’ ability to professional foreign language communication and the validity of the use of a foreign language educational environment as one of the pedagogical conditions contributing to the formation of students’ readiness for foreign language communication in their future professional activities.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в России и за рубежом

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 136-143

ISSN журнала: 22203036

Место издания: Кемерово

Издатель: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Персоны

Вхождение в базы данных