Социально-бытовые аспекты строительства железной дороги в Сибири в конце XIX - начале ХХ вв : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.13187/bg.2023.1.199

Ключевые слова: railway, siberia, construction, living conditions, personnel, Central Siberian Railway, Trans-Baikal Railway, железная дорога, сибирь, строительство, бытовые условия, кадры, Средне-Сибирская железная дорога, забайкальская железная дорога

Аннотация: Проблема строительства Транссибирской железнодорожной магистрали постоянно привлекает внимание исследователей ввиду той роли, которую железная дорога играла в жизни как Сибири, так и страны в целом. Вопрос о положении рабочих, трудившихся на постройке Транссибирской железной дороги, также неоднократно поднимался в работах многих исПоказать полностьюследователей. Если в советский период эта проблематика привлекала ученых в качестве наглядного примера классовой борьбы, то на рубеже XX-XXI веков возобладало стремление дать новую оценку уже известным сведениям, а также пополнить существующую историографию новыми фактами. Объектом изучения данной статьи является положение рабочих-строителей Транссибирской железной дороги: их количественный состав в разные годы, доля местных жителей среди рабочих, меры правительства по набору кадров. Авторы отмечают, что в период постройки железной дороги в некоторой степени обострилась борьба за рабочие руки: так, известны случаи, когда работники золотых приисков, будучи связанными договорными обязательствами с золотопромышленниками, стремились устроиться на строительство железной дороги. Вместе с тем бытовые условия рабочих железной дороги оставляли желать лучшего. В первую очередь негативные последствия имела отдаленность мест проведения строительства от населенных пунктов в Сибири. Это создавало определенные сложности с обеспечением работников продовольствием, медицинским обслуживанием, а также организацией досуга. Стремясь пополнить ряды рабочих, правительство привлекало к строительству ссыльнокаторжных и заключенных. На более поздних этапах стройки с соблюдением ряда условий было разрешено привлекать к работам военнопленных. The issue of the Trans-Siberian Railway construction attracts the researchers’ attention constantly. It is due to the role that the railway’s impact on the life in Siberia and in the country. The problem of the workers status who worked on the construction of the Trans-Siberian Railway was also repeatedly raised in the papers of many researchers. The issue attracted scientists as a good example of the class struggle in the Soviet period. At the turn of the XX-XXI centuries the desire to give a new assessment of already known information prevailed, as well as to replenish the existing historiography with new facts. The object of study of this article is the situation on workers of the Trans-Siberian Railway: their quantitative composition in different years, the amount of local residents among the workers, government recruitment measures. The authors have noted that during the construction of the railway, the struggle for labour intensified to some extent. For example, the workers in gold mines, being bound by contractual obligations with gold producers, sought to get a job at the construction of the railway. At the same time, the living conditions of the railway workers left much to be desired. First of all, the remoteness of construction sites from settlements in Siberia had negative consequences. This created certain difficulties in providing workers with food, medical care, and organizing leisure activities. In an effort to replenish the ranks of workers, the government attracted exiled convicts and prisoners to the construction. At later stages of construction, subject to a number of conditions, it was allowed to involve prisoners of war in the work.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Былые годы

Выпуск журнала: 18

Номера страниц: 199-207

ISSN журнала: 20739745

Место издания: Washington DC

Издатель: Cherkas Global University

Персоны

Вхождение в базы данных