Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: Vasily Ivanovich Surikov, the art of democratic realism, the art at the turn of the centuries, peredvizhniki, bubnovovaletovtsy, miriskusniki, Василий Иванович Суриков, искусство демократического реализма, искусство рубежного времени, передвижники, бубнововалетовцы, мирискусники
Аннотация: В статье выделяются наиболее характерные особенности творчества Сурикова, позволяющие понять его связь с художественной проблематикой отечественного искусства конца XIX - начала XX века. Большое внимание уделяется историографии творчества мастера от современного ему периода до сегодняшнего времени. Подчеркивается самобытность мастеПоказать полностьюра в сравнении с ведущими представителями Товарищества передвижных художественных выставок. Выделяются формальные особенности его художественного языка, послужившие фундаментом для поисков художников нового поколения, представляющих различные стилистические направления. Возрастание роли портрета и пейзажа в творчестве мастера в поздний период говорит об изменении мироощущения художника, но Суриков - живописец отнюдь не камерного дарования, и потому в запечатленных им индивидуальностях воплощается судьба России, отечественная история. Отмечается, что творческая эволюция Сурикова в период 1900-1910-х годов была закономерной и во многом соотносимой с основными тенденциями изобразительного искусства рубежного времени. The most characteristic features ofSurikov's work are highlighted in the article. These features make it possible to understand his connection to the artistic problems of Russian art of the late 19th - early 20th centuries. Great deal of attention is paid to the historiography of the master's work from the time he lived in to the present time. The originality of the master is emphasized in comparison with the leading representatives of the Association of Traveling Art Exhibitions. The formal features of his artistic language, which served as the foundation for the search for a new generation of artists representing various stylistic trends, are highlighted. The increasing role of a portrait and a landscape in the masters late work indicated a change in the artist's attitude. Still Surikov was not a painter of a chamber talent, and therefore the fate of Russia and its history were embodied in the individual characters imprinted by him. It is noted that Surikov's creative evolution during the 1900s-1910s was natural and largely correlated with the main fine art trends at the turn of the centuries.
Журнал: Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока
Выпуск журнала: №1
Номера страниц: 22-29
Место издания: Красноярск
Издатель: Российская академия художеств