Особенности образа будущего современных подростков : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Ключевые слова: images of adult life and future, adolescence, picture of the future, perception of adulthood, environment, Образы взрослой жизни и будущего, подростковый возраст, представление о будущем, восприятие взрослости, окружающая среда

Аннотация: В статье проанализированы результаты отечественных и зарубежных исследований образов взрослости и собственного будущего у современных подростков. Выяснилось, что границы взросления в современном обществе становятся все более размытыми, не имеют четких показателей. Анализ показал, что подростки в возрасте 15-16 лет плохо представляюПоказать полностьют свое будущее. Обнаружено наличие серьезных гендерных различий в образе взрослости, в степени определенности собственного будущего, в оценке роли различных агентов социализации. Описаны некоторые подходы в создании и реализации педагогических технологий, поддерживающих взросление подростка и построение им позитивного образа будущего.Материал и методы. Проведено исследование особенностей жизненной трансспективы подростков 14-16 лет. В качестве исследовательского инструмента использован разработанный А.К. Лукиной и М.А. Волковой «Лист жизненных событий» на основе методик «Линия жизни» А. Кроника и Е. Головахи и методики Л.Ф. Бурлачука. Было опрошено более 500 подростков, находящихся в различных жизненных ситуациях: учащихся городских и сельских школ различных регионов России и Казахстана, воспитанников детских домов и центров социальной помощи семьей и детям, учащихся техникумов, что позволило провести сравнительный анализ особенностей образа будущего подростков (юношей и девушек), находящихся в различных жизненных обстоятельствах.Результаты и их обсуждение. Социальное взросление сопровождается возрастанием прагматичного отношения к собственной будущей семье, возрастанием осторожности в вопросах ее создания и появления собственных детей. На основании полученных результатов разработана программа развития временной трансспективы подростков, основанная на общепсихологических принципах системности, развития, деятельностного подхода, содержащая ассоциативные техники, обсуждения, деловые игры, проектирование и другие совместные действия участников группы.Закреплению полученных результатов способствует обязательное сопровождение психологических тренингов реальными действиями подростков, включение их в ситуации переживания успеха, совместной социально значимой деятельности, проектирования и удержания одновременно близкого и дальнего плана действий, актуализации внутренних ресурсов, а также в реальные ситуации взаимодействия со сверстниками из различных социальных групп.Заключение. В образах взросления у подрастающих поколений обнаружены озабоченность молодежи своим будущим, замедление взросления, изменение представлений о взрослости и нежеланием молодежи взрослеть. В меньшей степени в образе взрослости представлены социальные роли взрослого, большее внимание уделяется личностным чертам и описательным характеристикам. Findings of domestic and foreign researches of the contemporary adolescents’ image of adulthood and their own future are analyzed in the article. It was found out that adulthood boundaries in the contemporary society are blurred, they don’t have distinct features. The analysis showed that 15-16-year-old adolescents don’t have a distinct picture of their future. The presence of great gender differences in the image of adulthood was found out as well as in the degree of certainty about their future and in the assessment of the role of different socialization agents. Some approaches to the creation and implementation of pedagogical technologies which support adolescents’ adulthood and building their positive image of future are described.Material and methods. A study of the features of 14-16-year-old adolescents’ life transspective was conducted. “The List of Life Events” developed by A.K. Lukina and M.A. Volkova based on A.K. Kronik’s and E. Golovakha’s method of Line of Life was used as a research tool as well as L.F. Burlachuk’s methodology. More than 500 adolescents were questioned, those who were in different life situations: students of village and city schools from different regions of Russia and Kazakhstan, children from children’s homes and social help for families and children centers, vocation school students. This made it possible to conduct a comparative analysis of the features of adolescents’, who are in different life situations, image of the future.Findings and their discussion. Social maturation is accompanied by the increase in the pragmatic attitude to one’s own future family, increase in caution in creating it and having children. Based on the research findings a program for the development of the time transspective of adolescents was worked out which was based on general psychological principles of systematics, development, activity approach which contains associative techniques, discussions, business games, projecting and other joint activities of the team members.The obtained findings are promoted through compulsory accompaniment of psychological training sessions by real actions of adolescents, their involvement into situations of feeling success, joint socially significant activities, projecting and retaining the near and the distant action plans, making inner resources current as well as into real situations of interaction with peers from different social groups.Conclusion. The adolescents’ idea of maturation manifests their worries about the future, slowing down of maturation, transformation of images of adulthood and their unwillingness to become adults. Social roles of the adult are present in the image of adulthood to a lesser extent, more attention is paid to personality traits and descriptive characteristics.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Право. Экономика. Психология

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 77-82

ISSN журнала: 24145815

Место издания: Витебск

Издатель: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова

Персоны

  • Лукина А.К. (Сибирский Федеральный университет)
  • Волкова М.А. (Сибирский Федеральный университет)
  • Богомаз С.Л. (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)
  • Каратерзи В.А. (Витебский государственный университет имени П.М. Машерова)

Вхождение в базы данных