Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.21603/sibscript-2023-25-1-47-54
Ключевые слова: japanese language, linguistic means, country image, pedagogical discourse, textbook, linguistic construction, японский язык, языковые средства, имидж страны, педагогический дискурс, учебник, лингвистическое конструирование
Аннотация: Включенность все большего числа стран в мировые глобальные процессы вызывает необходимость в построении позитивного национального имиджа, формирование которого происходит через различные каналы. Цель - проанализировать языковые средства, с помощью которых формируется имидж Японии в рамках корпуса учебно-методических текстов для изуПоказать полностьючающих японский язык. Актуальность темы обусловлена растущим интересом современного языкознания к исследованию воздействующего потенциала педагогического дискурса и роли учебных пособий по изучению иностранного языка в аспекте лингвистического конструирования позитивного национального имиджа. Материал - учебные пособия по изучению японского языка для иностранцев. Использованы инструментарий лингвоимагологического анализа, а также методы лексико-семантического, морфо-семантического и контент-анализа. Научная новизна определяется тем, что японские учебные пособия для иностранцев впервые проанализированы не с позиции культурологии или методики преподавания японского языка, а как ключевой жанр педагогического дискурса, при помощи которого транслируются и поддерживаются знания и установки, отражающие интересы наиболее влиятельных групп и институтов общества. Исследование показало, что на страницах учебных пособий демонстрируется разнообразие средств формирования имиджа Японии на разных языковых уровнях. Выявлены направления конструирования имиджа страны, которые задают тексты лингвострановедческого характера. Определена вспомогательная роль интертекстуальных включений, визуального ряда и грамматических конструкций в данном процессе. Сформулирован вывод о комплексном характере конструируемого имиджа Японии, включающего позитивные и негативные аспекты. Лексические единицы с негативной коннотацией используются для «приземления» имиджа Японии, представляя ее как страну, в которой наравне с достоинствами есть и недостатки. Полученные в исследовании выводы и наблюдения о процессе формирования национального имиджа представляют практическую значимость для преподавания вузовских курсов по лингвокультурологии, социолингвистике, дискурс-анализу. Основные положения работы будут полезны для специалистов по японскому языку, лингвоимагологии и педагогической лингвистике. The current globalization means that countries have to use different channels in order to build a positive national image. This article describes linguistic means that shape the image of Japan in the corpus of academic and methodological texts for learners of the Japanese language. It focuses on the impact of pedagogical discourse and foreign language textbooks as a channel for linguistic construction of a positive national image. The analysis involved such methods as linguo-imagological analysis, content analysis, lexico-semantic and morpho-semantic analyses. The study owes its scientific novelty to the fact that the Japanese textbooks for foreigners were described for the first time not from the perspective of cultural studies or Japanese language teaching methodology, but as a key genre of pedagogical discourse that transmits knowledge and attitudes reflecting the interests of the most influential social groups and institutions. The textbooks demonstrated a variety of linguistic means of Japan's image at different linguistic levels. The directions of country image-making are set by texts related to linguistic and cultural studies. Intertextual inclusions, visuals, and grammatical constructions have an ancillary character in this process. Japan's image has a complex nature, which includes positive and negative aspects. Lexical units with negative connotations are used to "ground" the image, presenting Japan as a country which has problems that should be corrected. The conclusions and observations on the process of country image formation obtained in the study are of practical significance for teaching such university courses as Cultural Linguistics, Sociolinguistics, and Discourse Analysis. The research will be useful for specialists in the Japanese language, linguistic imagology, and pedagogical linguistics.
Журнал: СибСкрипт
Выпуск журнала: Т.25, №1
Номера страниц: 47-54
ISSN журнала: 29492122
Место издания: Кемерово
Издатель: Кемеровский государственный университет