Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: research competence, competence-based approach, research activities, higher education, innovation environment, научно-исследовательская компетентность, компетентностный подход, научно-исследовательская деятельность, высшее образование, инновационная среда
Аннотация: Проблема и цель. Современные геополитические вызовы, сказываясь на международном обмене знаниями и инновационными технологиями, формируют потребность России в интенсивном развитии отечественного интеллектуального капитала и ускорении процесса получения нового научного знания для достижения технологического суверенитета. Данные процПоказать полностьюессы обусловливают актуальность исследований, посвященных сущности такого феномена, как понятие «научно-исследовательская компетентность». Цель статьи - выделение основных подходов к определению сущности понятия «научно-исследовательская компетентность» в педагогической науке по итогам теоретического анализа работ отечественных и зарубежных ученых. Методологию исследования составляет компетентностный подход (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, В.П. Медведев и др.). Методами исследования являются анализ и обобщение отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных определению сущности понятия «научно-исследовательская компетентность». Результаты. За последние 20 лет в педагогической науке сложился ряд подходов к рассмотрению научно-исследовательской компетентности: системный, деятельностный, ценностно-деятельностный, аксиологический, процессуально-технологический, компетентностный, синергетический. В изученной нами зарубежной литературе научно-исследовательская компетентность в основном рассматривается как совокупность навыков для осуществления научно-исследовательской деятельности. Кроме того, понятие «научно-исследовательская компетентность», по мнению зарубежных ученых, тесно переплетается с феноменом исследовательской грамотности, которая представляет собой совокупность компетенций, связанных с когнитивной деятельностью субъекта. Заключение. Многообразие подходов к определению и содержанию научно-исследовательской компетентности, возникшее в отечественной и зарубежной науке за последние 20 лет, способствует всестороннему рассмотрению данного феномена. Вместе с развитием общества, современными тенденциями к цифровизации, технологизации и развитию сетевого взаимодействия университетов и иных организаций возникает необходимость к пересмотру компонентов научно-исследовательской компетентности. Это обусловливает актуальность и необходимость дальнейших исследований, направленных на выявление и обоснование критериальных характеристик и методик развития научно-исследовательской компетентности студентов университета. Statement of the problem. Affecting the international exchange of knowledge and innovative technologies, modern geopolitical challenges form the need for Russia to intensively develop domestic intellectual power and accelerate the process of obtaining new scientific knowledge in order to achieve technological sovereignty. Such processes determine the relevance of studying research competence. The purpose of the article is to highlight the main approaches to defining research competence in pedagogical science based on the results of theoretical analysis of the work of Russian and foreign authors. The research methodology is based on a competency-based approach (V.A. Adolf, I.A. Zimnyaya, G.I. Ibragimov, V.P. Medvedev, etc.). The research methods are the analysis and generalization of Russian and foreign scientific works devoted to the definition of research competence.Research results. Over the past 20 years, pedagogical science has developed a number of approaches to the consideration of research competence: system, activity, value-activity, axiological, procedural-technological, competence-based, and synergistic. In the foreign literature, in general, research competence is considered as a set of skills for carrying out research activities. In addition, research competence, according to foreign scientists, is closely intertwined with the phenomenon of research literacy, which is a set of competencies associated with the cognitive activity of a subject. Conclusions. The variety of approaches to the definition and content of research competence, which has emerged in Russian and foreign science over the past 20 years, contributes to a comprehensive consideration of this phenomenon. Along with the development of society, modern trends towards digitalization, technologization and development of networking between universities and other organizations, there is a need to revise the components of research competence. This determines the relevance and necessity of further research aimed at identifying and substantiating the criteria characteristics and methods for developing the research competence of university students.
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ)
Выпуск журнала: №1
Номера страниц: 5-16
ISSN журнала: 19950861
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева