ОТНОШЕНИЕ ТЕКСТА И НАЗВАНИЯ КАРТИНЫ "РОССИЯ. ОСЛЫ И ДРУГИЕ" (1911-1912) М. З. ШАГАЛА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Ключевые слова: M. Z. Chagall, Russia. Donkeys and others", title, relationship between text and title, Blaise Cendrars, france, russia, early 20th century painting, М. З. Шагал, "Россия. Ослы и другие", название, отношение текста и названия, Блез Сандрар, франция, россия, живопись начала XX века

Аннотация: Актуальность данной статьи в обращении к вопросу о названии известной картины М.З. Шагала «Россия. Ослы и другие», а именно - насколько это название выражает суть работы, учитывая, что название было дано ему не самим художником, а французским поэтом Б. Сандраром. Поставив вопрос о том, как визуальное содержание картины отражается вПоказать полностьюэтой вербальной формулировке, авторы прибегнули к анализу произведения изобразительного искусства с помощью философско-искусствоведческого метода. Философско-искусствоведческий анализ тестов культуры основан на методологии визуального мышления В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой, концепции культуры как идеалообразования Д.В. Пивоварова. Этот метод анализа является укорененным в университетской среде красноярского искусствоведения (школы СФУ). Согласно представлениям данных методологов, каждое визуальное произведение являет собой текст культуры, который способен быть подвергнут анализу художественного образа с целью вербализации основной чувственно явленной в нем идеи. Особенностью данной методологии является исследование материального статуса художественного образа, включая работу с историей называния предмета искусства, определение знаков-индексов на суммативном и интегральном уровнях, а также формирование общенаучными методами идеи в иконическом статусе художественного образа. В результате анализа живописного произведения М.З. Шагала была сформулирована ключевая идея картины: необходимость жертвы ради прекрасного в человеческом мире. Авторы приходят к выводу, что название, данное Сандраром («Россия, ослы и другие») отличается высокой абстрактностью. Такая степень оторванности характерна для поэтических именований в рамках сюрреалистической традиции взаимоотношения текста и его названия. Вместе с тем, название картины экспрессивно-метафорически выражает некоторые аспекты ключевой идеи. The relevance of this article in addressing the issue of the name of the famous painting by Marc Chagall "Russia, donkeys and others", namely, how much this title expresses the essence of the work, given that the title was given to him not by the artist himself, but by the French poet B. Cendrars. Having raised the question of how the visual content of the picture is reflected in this verbal formulation, the authors resorted to analyzing the work of fine art using the philosophical and art criticism method. Philosophical and art analysis of culture tests is based on the methodology of visual thinking by V.I. Zhukovsky and N.P. Koptseva, the concept of culture as an ideal formation by D.V. Pivovarov. This method of analysis is rooted in the university environment of Krasnoyarsk art history (SibFU School). According to the ideas of these methodologists, each visual work is a cultural text that can be subjected to an analysis of an artistic image in order to verbalize the main sensually manifested idea in it. A feature of this methodology is the study of the material status of an artistic image, including work with the history of naming an object of art, the definition of signs-indexes at the summative and integral levels, as well as the formation by general scientific methods of an idea in the iconic status of an artistic image. As a result of the analysis of the painting by M.Z. Chagall formulated the key idea of the painting: the need for sacrifice for the sake of beauty in the human world. The authors come to the conclusion that the name given by Cendrars (“Russia, donkeys and others”) is highly abstract. Such a degree of detachment is characteristic of poetic naming within the framework of the surrealist tradition of the relationship between a text and its title. At the same time, the title of the picture expressively and metaphorically expresses some aspects of the key idea.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т.7, 1

Номера страниц: 57-70

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

  • Смолина Майя Гавриловна (Сибирский федеральный университет)
  • Андрюшина Яна Дмитриевна (Сибирский федеральный университет)
  • Верхотурова Наталья Витальевна (Сибирский федеральный университет)
  • Крутикова Анастасия Денисовна (Сибирский федеральный университет)
  • Лисавина Елизавета Павловна (Сибирский федеральный университет)
  • Соболь Ольга Александровна (Сибирский федеральный университет)
  • Шурыгина Арина Денисовна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных