СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТЕКСТЫ ТЕОРЕТИЗАЦИИ ПОСТПРАВДЫ КАК КОНЦЕПТА ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Ключевые слова: post-truth, post-truth situation, relativism, modal power, постправда, ситуация постправды, релятивизм, "bullshit", модальная власть

Аннотация: Статья посвящена понятию постправда как описательной категории современной теории культуры и элементу социокультурного дискурса. Целью статьи является классификация и систематизация контекстов определения, объяснения и использования понятия постправда как характеристики культурной ситуации современности, в которой объективные фактыПоказать полностьюявляются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям.В социокультурном дискурсе современности постправда как феномен культуры получает различные определения: как культурная ситуация доминирования лжи и обмана в социально-политической жизни социума, что опирается на теорию политики как обмана Х. Арендт; как культурный модус, в котором истина перестает быть социальной ценностью, как это описано в рамках концептов «humbug» М. Блека и «bullshit» Г.Франкфурта; как социокультурный процесс борьбы социальных групп и институтов за модальную власть, пример такого подхода мы обнаруживаем в концепции постправды С. Фуллера. Постправда в описание культурной ситуации используется преимущественно в двух контекстах. В социально-политическом контексте постправда фигурирует как описание форм манипулирования общественным мнением. В социально-эпистемологическом контексте постправда реализуется как культурная интенция к познавательному релятивизму, вытесняющая формы культуры, опирающиеся на утверждение об объективности истины. Способы объяснения причин и перспектив культурной ситуации постправды можно разделить на ▫коммуникативно-технологические, отсылающие к концепциям реальности масс-медиа Н. Лумана и сетевой культуры М. Кастельса ▫постмодернистские, основанные на релятивистско-плюральном дискурсе. ▫традиционалистские, апеллирующие к дискурсу упадка той или иной традиции - религиозной, политической, научной. Разнообразие социокультурных контекстов присутствия понятия постправда в теории культуры и социокультурном дискурсе современности доказывает широту теоретического охвата дескрипции культурной реальности и его перспективность в качестве средства теоретического и практического осмысления социокультурных процессов The article is devoted to the concept of post-truth as a descriptive category of the modern theory of culture and an element of socio-cultural discourse. The purpose of the article is to classify and systematize the contexts of definition, explanation and use of the concept of post-truth as a characteristic of the cultural situation of our time, in which objective facts are less important in the formation of public opinion than appeals to emotions and personal beliefs.In the socio-cultural discourse of modernity, post-truth as a cultural phenomenon receives various definitions: as a cultural situation of the dominance of lies and deception in the socio-political life of society, which is based on the theory of politics as deception. As a cultural mode in which truth ceases to be a social value, as described in the framework of the concepts "humbug" by M. Black and "bullshit" by G. Frankfurt; as a socio-cultural process of the struggle of social groups and institutions for modal power, an example of this approach is found in the concept of post-truth by S. Fuller.Post-truth in the description of a cultural situation is used mainly in two contexts. In the socio-political context, post-truth appears as a description of the forms of manipulation of public opinion. In the socio-epistemological context, post-truth is realized as a cultural intention towards cognitive relativism, replacing the forms of culture based on the statement about the objectivity of truth.The ways of explaining the causes and prospects of the post-truth cultural situation can be divided into ▫communicative and technological, referring to the concepts of reality of mass media by N. Luhmann and network culture by M. Castells ▫postmodern, based on a relativistic-plural discourse. ▫traditionalist, appealing to the discourse of the decline of a particular tradition - religious, political, scientific.The variety of socio-cultural contexts of the presence of the concept of post-truth in the theory of culture and the socio-cultural discourse of modernity proves the breadth of the theoretical scope of the description of cultural reality and its prospects as a means of theoretical and practical understanding of socio-cultural processes

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т.7, 1

Номера страниц: 37-46

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

Вхождение в базы данных