Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.48647/ICCA.2022.45.76.009
Ключевые слова: Рroblems of Russian Sinology, Qing empire, Chinese history, modern Chinese studies, Eurasianization, проблемы российского китаеведения, Цинская империя, история Китая, современное китаеведение, евразиация
Аннотация: Статья посвящена проблеме изучения истории Цинского Китая. В современном российском китаеведении отсутствует признание значимых для “ханьской цивилизации” изменений, произошедших в Китае в эпоху Цин. В подавляющем большинстве научных публикаций утверждается, что Цинская империя была традиционным китайским государством, таким же, каПоказать полностьюк Минская империя. Такая ситуацию обусловлена слабым уровнем изученности истории Цинской империи в России и усилением влияния исторических работ китайского происхождения. В последние годы в российском востоковедении был выдвинут противоположный тезис, в работах появились утверждения о том, что Цинская империя была вообще не китайским государством. Но данный подход не только порывает с многовековой традицией восприятия Цинской империи именно как Китая, но и противоречит базовым реалиям Чжунго. Оба этих подхода не соответствуют современному уровню науки, показывающей, что Цинская империя была Китайским государством, но вышедшим на качественно новый уровень развития. В западной синологии Цинская империя нередко рассматривается уже не как ханьское государство, а как вселенская империя. В отечественной историографии давно выдвинут тезис о преобладающем влиянии на Цинский Китай именно внешнего воздействия, а не внутренней традиции. В последние годы некоторые российские китаеведы, по-новому подойдя к проблемам истории Цинской империи, пришли к выводу о Китае, как универсалистской империи. В Юаньской империи проявились основы большой дальневосточной континентальной цивилизации, а в Минский период ханьцентричная модель Китая исчерпала свой потенциал развития. Таким образом, представленные в работах некоторых современных российских китаеведов результаты исследования позволяют говорить о качественных изменениях, произошедших в Китае после создания Цинской империи. В Цинском Китае не только произошло объединение значительной части территорий, населенных народами евразийских (периферийных по отношению к Хань-Чжунго) культур, но активное участие этих евразийских культур в государственном строительстве, проникновение их во все сферы политической жизни, влияние на социально-экономическую организацию и духовную жизнь населения. Эти изменения можно назвать евразиацией Китая. The article is devoted to the problem of studying the history of Qing China. In modern Russian Sinology, there is no recognition of the significant changes for the “Han civilization” that took place in China during the Qing era. The vast majority of scholarly publications claim that the Qing Empire was a traditional Chinese state, just like the Ming Empire. This situation is due to the low level of knowledge of the history of the Qing Empire in Russia and the increased influence of historical works of Chinese origin. In recent years, the opposite thesis has been put forward in Russian oriental studies, and statements have appeared in the works that the Qing Empire was not a Chinese state at all. But this approach not only breaks with the centuries-old tradition of perceiving the Qing Empire as China, but also contradicts the basic realities of Zhongguo. Both of these approaches do not correspond to the modern level of science, which shows that the Qing Empire was a Chinese state, but it reached a qualitatively new level of development. In Western Sinology, the Qing Empire is often considered not as a Han state, but as a universal empire. In domestic historiography, the thesis has long been put forward about the predominant influence on Qing China precisely from external influence, and not from internal tradition. In recent years, some Russian sinologists, having taken a new approach to the problems of the history of the Qing Empire, have come to the conclusion that China is a universalist empire. The foundations of a large Far Eastern continental civilization appeared in the Yuan Empire, and the Han-centric model of China exhausted its development potential during the Ming period. Thus, the results of the research presented in the works of some modern Russian sinologists allow us to speak about the qualitative changes that occurred in China after the creation of the Qing Empire. In Qing China, not only did the unification of a significant part of the territories inhabited by the peoples of the Eurasian (peripheral in relation to Han-Zhongguo) cultures, but the active participation of these Eurasian cultures in state building, their penetration into all spheres of political life, influence on the socio-economic organization and spiritual life of the people. These changes can be called the Eurasianization of China.
Журнал: Российское китаеведение
Выпуск журнала: № 1
Номера страниц: 141-154
ISSN журнала: 29491207
Место издания: Москва
Издатель: Институт Китая и современной Азии РАН