Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.37
Ключевые слова: educational organization, conflict behavior, teacher, parent, communication, образовательная организация конфликтное поведение, педагог, родитель, коммуникации
Аннотация: Статья посвящена изучению трансформации конфликтного поведения субъектов образования в условиях изменения коммуникативных практик. Противоречие между воспитательными и образовательными системами семьи и школы является источником конфликтов, преодолеваемых исключительно посредством коммуникации «Педагог - Родитель». Данное обстоятелПоказать полностьюьство предполагает необходимость комплексного исследования характеристик и специфики такой коммуникации, а также выявления факторов ее конфликтогенности. Опираясь на интерпретационный анализ текстов жалоб родителей учеников на действия педагогов школ и социологический опрос педагогов о проблемах коммуникаций с родителями учеников авторы установили, что коммуникация «Педагог - Родитель» обладает всеми признаками официально - делового дискурса. Она относится к институциональным формам общения и отвечает определенным социальным правилам и ритуализированным рамкам функционирования. Коммуникация «Педагог - Родитель» в ситуативном плане характеризуется следующим образом: она санкционируема и осуществляется в нормативной стандартной ситуации (под стандартом в данном случае понимаются унифицированные формы общения, свойственные административной среде (например: родительское собрание, беседа учителя с родителями, жалоба родителя в структуры управления образованием или охраны детства и др). Коммуникация «Педагог - Родитель» протекает в статусно - маркированной ситуации (ситуации социального, социально-ситуативного и ситуативного неравенства). В обстоятельствах коммуникации «Педагог - Родитель» выделены тональность общения (официальность, шутливость, торжественность), цель и результат общения, канал общения (письменно/устно, опосредованно/лично, протокольно/без фиксации и т.п.), а также хронотопные характеристики общения (место, время, условия общения). К специфическим чертам коммуникации «Педагог - Родитель» относятся следующие признаки, которые находятся в поле нормы: тематически в ней зачастую используются микротемы частной жизни ученика и его семьи; она может осуществляться в нестандартной и ненормативной ситуации; участники могут варьировать ситуативные статусы в процессе коммуникации для достижения собственных целей, использовать различную тональность и нестандартный хронотоп. Коммуникация «Педагог - Родитель» наращивает потенциал конфликтогенности в следующих случаях: участники неумело варьируют ситуативные статусы друг-друга, что приводит к их столкновению; педагог игнорирует влияние выбранной тональности и хронотопа на эффективность коммуникации; участники не учитывают коммуникативные цели друг-друга; участники не умеют переключать субкоды и др. The article is devoted to the study of the transformation of the conflict behavior of the subjects of education in the conditions of changing communicative practices. The contradiction between the educational and educational systems of the family and the school is a source of conflicts that can be overcome exclusively through the communication «Teacher - Parent». This circumstance implies the need for a comprehensive study of the characteristics and specifics of such communication, as well as the identification of factors of its conflictogenicity. Based on an interpretive analysis of the texts of complaints from parents of students about the actions of school teachers and a sociological survey of teachers about the problems of communication with parents of students, the authors found that the communication «Teacher - Parent» has all the signs of an official business discourse. It refers to institutional forms of communication and meets certain social rules and ritualized framework of functioning. Communication «Teacher - Parent» in situational terms is characterized as follows: it is sanctioned and carried out in a normative standard situation (standard in this case means unified forms of communication peculiar to the administrative environment (for example: parent meeting, teacher's conversation with parents, parent's complaint to the educational management or child protection structures, etc.). Communication «Teacher - Parent» takes place in a status-marked situation (situations of social, socio-situational and situational inequality). In the circumstances of communication «Teacher - Parent» aorait highlighted the tone of communication (formality, joking, solemnity), the purpose and result of communication, communication channel (written / oral, indirect / personal, protocol / without fixation, etc.), as well as chronotopic characteristics of communication (place, time, conditions of communication). The specific features of the communication «Teacher - Parent» include the following signs that are in the field of norm: thematically, it often uses microtemes of the private life of the student and his family; it can be carried out in a non-standard and non-normative situation; participants can vary situational statuses in the process of communication to achieve their own goals, use different tonality and non-standard chronotope. Communication «Teacher - Parent» increases the potential of conflictogenicity in the following cases: participants clumsily vary each other's situational statuses, which leads to their collision; the teacher ignores the influence of the chosen tonality and chronotope on the effectiveness of communication; participants do not take into account each other's communicative goals; participants do not know how to switch subcodes, etc.
Журнал: ЦИТИСЭ
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 396-406
ISSN журнала: 24097616
Место издания: Москва
Издатель: Центр инновационных технологий и социальной экспертизы