Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.53374/1993-0135-2022-6-487-494
Ключевые слова: Yenisei Gulf, timber rafting, flooded timber, bank cleaning, cleaning technologies, Енисейский залив, лесосплав, затопленная древесина, очистка берегов, технологии очистки
Аннотация: К северным территориям Красноярского края в настоящее время привлечено особое внимание общественности, правительства, деловых кругов не только в России, но и многих стран. Освоение хвойных бореальных лесов и развитие водного транспорта леса в бассейне Енисея привело к тому, что в береговой полосе и акватории Енисейского залива скопились различные отходы производственной деятельности, оказывающие влияние на окружающую среду. Интерес иностранных компаний к Северному морскому пути (СМП) определяется рядом важнейших факторов. Прежде всего, он является более выгодным с экономической точки зрения морским путем: к примеру, от Гамбурга до Иокогамы всего 6600 морских миль, а при транспорте через Суэцкий канал - 11 400 миль; сопоставимы транспортные затраты на перевозки лесных грузов из Сибири в Азиатские страны - Китай, Корея. В то же время СМП интересен как транспортная артерия при освоении природных ресурсов и перевозки сырья из арктических регионов России, развития инфраструктуры Северных территорий. Основным водным путем, связывающим территорию Красноярского края и имеющим выход на СМП, является р. Енисей и его притоки. Многие годы Енисей был единственным водным путем доставки древесины хвойных пород на Игарский лесоэкспортный комбинат. При транспортировке леса водным путем с рейдов, расположенных на берегах Ангары и Енисея, неизбежны потери древесины. Основной причиной поступления древесины в Енисейский залив являются стихийные бедствия, аварии плотов, нарушения технологий лесосплава. По нашим предварительным оценкам, в настоящее время запасы затонувшей и разнесенной по берегам древесины в устьевой части и Енисейском заливе составляют более 2,0 млн м3. Затонувшая и разнесенная по берегам древесина в Енисейском заливе даже в условиях низких температур оказывает влияние на уязвимые северные экосистемы, а также может быть использована различными потребителями в зоне Енисейского залива. В апреле 2019 г. в Санкт-Петербурге состоялся 5 международный форум «Арктика - территория диалога», на котором президент РФ В. В. Путин заявил: «Главная угроза Арктике сегодня - экологическая, природа Арктики из-за возможного экономического освоения региона оказалась под угрозой» [1]. Таким образом, проблема очистки Енисейского залива от затонувшей и разнесенной по берегам древесины становится все более актуальной. The northern territories of the Krasnoyarsk Territory are currently attracting special attention from the public, government, and business circles not only in Russia, but also in many countries. The development of coniferous boreal forests and the development of water transport of forests in the Yenisei basin has led to the fact that in the coastal strip and the water area of the Yenisei Bay have accumulated various waste products from industrial activities that have an impact on the environment. The interest of foreign companies in the Northern Sea Route (NSR) is determined by a number of important factors. First of all, it is more economically advantageous by sea: for example, from Hamburg to Yokohama, only 6,600 nautical miles, and when transporting through the Suez Canal - 11,400 miles; comparable are the transport costs for the transportation of timber cargo from Siberia to Asian countries - China, Korea. At the same time, the NSR is interesting as a transport artery in the development of natural resources and the transportation of raw materials from the Arctic regions of Russia, the development of the infrastructure of the Northern Territories. The main waterway connecting the territory of the Krasnoyarsk Territory and having access to the NSR is the river Yenisei and its tributaries. For many years the Yenisei was the only waterway for the delivery of softwood timber to the Igarsk timber export plant. When timber is transported by water from raids located on the banks of the Angara and Yenisei, loss of timber is inevitable. The main reason for the entry of timber into the Yenisei Bay is natural disasters, raft accidents, violations of timber rafting technologies. According to our preliminary estimates, at present the reserves of sunken and scattered wood in the mouth part and the Yenisei Bay are more than 2,0 million m3. Sunken and scattered wood in the Yenisei Bay, even at low temperatures, has an impact on vulnerable northern ecosystems, and also can be used by various consumers in the Yenisei Bay area. In April 2019, St. Petersburg hosted the 5th international forum «The Arctic - the Territory of Dialogue», at which the President of the Russian Federation V. V. Putin said: «The main threat to the Arctic today is ecological, the nature of the Arctic is under threat due to the possible economic development of the region» [1]. Thus, the problem of clearing the Yenisei Bay from sunken and scattered wood is becoming more and more urgent.
Журнал: Хвойные бореальной зоны
Выпуск журнала: Т. 40, № 6
Номера страниц: 487-494
ISSN журнала: 19930135
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева