Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.32744/pse.2022.6.12
Ключевые слова: reflexion, media content, discussion, high school students, creativity, media product, development programme, рефлексия, медиаконтент, дискуссия, старшие школьники, креативность, медиапродукт, программа развития
Аннотация: Введение. Целью исследования является теоретическое обоснование и опытное подтверждение эффективности составленной программы развития рефлексивного анализа у старшеклассников на материале медиаконтента. Данная цель актуальна в практическом и теоретическом плане, поскольку ее достижение направлено на решение проблемы создания органиПоказать полностьюзационно-педагогических условий формирования рефлексивного анализа у старшеклассников. Развитие рефлексивного анализа в подростковом возрасте важно для того, чтобы подросток смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, сферу общения и взаимодействия с другими. Материалы и методы исследования. При написании исследования применялась следующая совокупность методов: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта создания условий развития рефлексивного анализа в процессе массового медиаобразования, анкетирование группы учеников, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, методы организации групповой работы, групповая дискуссия, анализ процесса, результатов и продуктов деятельности учащихся. Методы математико-статистической обработки: критерий χ2. В исследовании приняли участие 29 старшеклассников Муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя школа №12 г. Красноярска (Российская Федерация). Результаты исследования. Была разработана концепция развития рефлексивного анализа на материале медиаконтента. Предпринята попытка создания уникального комплекса обучения школьников основам медиаобразования в рамках подготовки к работе в школьном пресс-центре, в процессе которого делается акцент на развитие рефлексивных способностей учащихся на трех этапах: теоретическом, дискуссионном и практическом. Представлен разработанный авторский медиакурс, в котором старшеклассники осваивают шесть компонентов рефлексивного анализа: интенция на овладение собственной деятельности, компонент конструирования, смехатизации, организации, объективации и креативный компонент (по Н.В. Галкиной). Медиакурс состоит из трех блоков: открытие понятий, моделирование дискуссии и создание собственного медиапродукта. Эффективность разработанного курса была доказана (χ2 = 12,882; p < 0,05), что дает нам право заявить о связи между эффективной апробацией специального медикурса и ростом уровней рефлексивного анализа: интенции на овладение собственной деятельностью, конструировании, организации, схематизации, объективации, креативности. Заключение. Получены новые данные, которые позволяют создавать организационно-педагогические условия развития рефлексивного анализа у старшеклассников. Они могут быть основаны на уточненном понятии рефлексивного анализа применительно к работе с медиаконтентом; разработанном и опробованном комплексном медиакурсе, в котором старшеклассники осваивают компоненты рефлексивного анализа за счет открытия новых медиапонятий, моделирования дискуссии в медиасфере, создания авторского медиапродукта. Introduction. The aim of the study is theoretical substantiation and experimental confirmation of the efficiency of the compiled programme for the development of reflexive analysis in high schoolers, as based on media content material. This goal is relevant in practical and theoretical aspects, since its achievement is aimed at solving the problem of creating organisational and pedagogical conditions for the formation of reflexive analysis in high school students. The development of reflexive analysis in adolescence is important for a teenager to understand himself/herself, his/her internal state, feelings, emotions, to control and regulate his/her actions, develop his/her internal world, communication sphere and interaction with others. Materials and research methods. The following methods were used in the research: analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, generalisation of pedagogical experience of creating conditions for the development of reflexive analysis in the process of mass media education, questioning in a group of students, pedagogical observation, expert evaluation method, group work organisation methods, group discussion, analysis of the process, results and products of students’ activity. Methods of mathematical and statistical processing: χ2 test. The survey involved 29 high school students of the municipal budget-funded educational institution Secondary School № 12 of Krasnoyarsk (Russian Federation). Research results. A concept for the development of reflexive analysis based on the material of media content was developed. An attempt was made to develop a unique complex for teaching the basics of media education to the students within the framework of preparation for the work at the school press centre. This process focuses on the development of students’ reflexive abilities within three stages: theoretical, polemical and practical. An original media course is presented, where the students master six components of reflexive analysis: the intension to master own activity, a component involving constructing, schematisation, organisation, objectivation, and a creative component (according to N.V. Galkina). The media course consists of three blocks: exploring concepts, modelling of discussion and creation of own media product. The efficiency of the developed course was proved (χ2 = 12.882; p < 0.05), which enables us to confirm a connection between the effective testing of the special media course and the increased levels of reflexive analysis: intension to master own activity, construction, organisation, schematisation, objectivation, creativity. Conclusion. New data have been obtained that allow creating due organisational and pedagogical conditions for the development of reflexive analysis in high school students. They can be based on a reviewed concept of reflexive analysis relative to the work with media content; on a complex media course, developed and tested, in which high school students master the components of reflexive analysis by discovering new media concepts, modelling discussions in the media sphere, creating unique media products.
Журнал: Перспективы науки и образования
Выпуск журнала: №6
Номера страниц: 202-222
ISSN журнала: 23072334
Место издания: г. Воронеж
Издатель: Остапенко Роман Иванович