СПОЙЛЕР: СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА И ЕГО ДЕТАЛИЗАЦИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ "АВТОРА" И "АДРЕСАТА" : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.34680/VERBA-2022-2(4)-36-46

Ключевые слова: spoiler, speech genre, informative genre, author, addressee, спойлер, речевой жанр, информативный жанр, автор, адресат

Аннотация: Статья посвящена жанру «спойлер» - его содержательной характеристике, а также факторам автора и адресата, которые анализируются здесь с учетом парных характеристик: «более осведомленный» / «менее осведомленный», «заинтересованный» / «незаинтересованный», «сопричастный» / «равнодушный». В качестве материала для наблюдения использоваПоказать полностьюны записи русской повседневной речи, а также интернет-тексты, по большей части извлеченные из современного контекста социальных сетей. Анализ факторов автора и адресата с учетом временной характеристики позволяет утверждать, что о возникновении и реализации жанра спойлера можно говорить а) когда автор прямо маркирует жанровую принадлежность высказывания - «на входе в тему»; если же первого не происходит, б) когда соответствующая жанровая маркировка производится уже адресатом - «в развитие темы». В ином случае мы имеем дело с обычным пересказом сюжета. В большинстве случаев данный речевой жанр стартует как инициативный акт в авторском исполнении, однако, может оформляться и в границах реактивного высказывания, когда заинтересованный адресат делает запрос на специфическую информацию такого рода. Восприятие спойлера, соответственно, бывает разным: негативным, вплоть до агрессии; нейтральным вплоть до равнодушия; положительным, даже доброжелательным, демонстрируя множество разнообразных вариантов эмоционального отклика. Что касается среды обращения спойлера, он массово используется в Интернете, пространстве социальных сетей, устной коммуникации, как выделенный элемент включается в статьи и рецензии на фильмы, сериалы, спектакли или книги. Значимость данного исследования, таким образом, усматривается в необходимости изучения и понимания социально-коммуникативной опыта новых поколений, во многом отличающегося от традиционной коммуникативной практики: жанр спойлера разнообразит межличностное общение молодежи, а соответствующая лексема является одной из единиц ее активного словаря. The article is devoted to the spoiler genre, namely its content characteristics, as well as the factors of the author and the addressee, which are analyzed taking into account the following paired characteristics: more knowledgeable / less knowledgeable, interested / disinterested, complicit / indifferent. Recordings of Russian everyday speech, as well as Internet texts, mostly extracted from the modern context of social networks, were used as material for observation. The analysis of the factors of the author and the addressee, taking into account the time characteristics, allows us to assert that the emergence and implementation of the spoiler genre takes place a) when the author directly marks the genre of the statement - “at the entrance to the topic”; if it does not occur, b) when the corresponding genre marking is made by the addressee - “in the development of the topic”. Otherwise, we are dealing with the usual retelling of the plot. In most cases, this speech genre starts as an initiative act in the author's performance; however, it can also be formed within the boundaries of a reactive statement when the interested addressee makes a request for specific information of this kind. The perception of the spoiler, respectively, can be different: negative, up to aggression; neutral, up to indifference; positive, even benevolent, demonstrating a variety of different emotional response options. As for the spoiler medium, it is massively used on the Internet, in the space of social networks, oral communication, as an element is included in articles and reviews of films, TV series, plays or books. The significance of this research, therefore, is seen in the need to study and understand the socio-communicative experience of new generations, which differs in many ways from traditional communicative practice: the spoiler genre diversifies interpersonal communication of young people, and the corresponding lexeme is one of the units of its active vocabulary.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Verba. Северо-Западный лингвистический журнал

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 36-46

ISSN журнала: 27130665

Место издания: Великий Новгород

Издатель: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Персоны

  • Осетрова Елена Валерьевна (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)
  • Сковородкина Ульяна Владимировна (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)

Вхождение в базы данных