К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ В ВУЗАХ КРАСНОЯРСКА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-266-274

Ключевые слова: international contacts, socio-cultural adaptation of foreign students, types of migration, sociological research, ethno-cultural technologies, международные контакты, социально-культурная адаптация иностранных обучающихся, виды миграции, социологическое исследование, этнокультурные технологии

Аннотация: Процессы глобализации и интеграции в современном обществе приводят к усилению международных контактов. Миграция становится всё более распространённым явлением, в том числе на территории РФ. Данные процессы влияют на изменения в социально-экономической и культурной сферах, а также становятся неотъемлемой частью в образовательной среПоказать полностьюде. В данной статье рассматриваются такие понятия как «миграция» и «виды миграции», предпринимается попытка проанализировать социально-культурную адаптацию студентов-мигрантов вузов, испытывающих определенные трудности, при этом отмечается важность ознакомления студентов-мигрантов с социокультурной средой региона, в котором они получают образование. Для определения наиболее эффективных форм работы с иностранными обучающимися было проведено социологическое исследование, которое показало, что студенты-мигранты в условиях российского вуза сохраняют приверженность к своей культуре, при этом активно приобщаются к новой. В ходе исследования были выявлены проблемы, встречающиеся на пути социокультурной адаптации студентов-мигрантов и наиболее эффективные формы, применяемые в процессе адаптации. Так, студенты-мигранты предпочитают наиболее доступные культурно-досуговые массовые мероприятия, а, следовательно, эффективными формами работы в процессе адаптации иностранных обучающихся становятся: наставничество, разъяснительные беседы, совместная работа над проектами, выездные встречи, различные игровые формы, спортивные состязания, экскурсии, межнациональные конкурсы и концерты. Целесообразным видится организация вузом вводного курса лекций о русском менталитете, культуре и истории России, а одной из эффективных форм работы может быть совмещение информационно-просветительской и досуговой составляющих в мероприятиях для адаптации студентов-мигрантов. Анализ проблем и результатов деятельности, направленной на их решение, показал, что социокультурная адаптация необходима. Наиболее подходящими для решения данной проблемы являются этнокультурные технологии. Modern social processes of globalization and integration lead to closer international contacts. Migration is becoming an increasingly common phenomenon, including the territory of the Russian Federation. These processes affect changes in the socio-economic and cultural spheres; they also become an integral part of educational environment. This article considers such concepts as “migration" and “types of migration"; it is also an attempt to analyze the socio-cultural adaptation of migrant university students experiencing certain difficulties. At the same time, it is important to offer insights into the socio-cultural environment of the region where the migrant students are educated. A sociological survey aimed at determining the most effective forms of work with foreign students of Russian universities showed that they remain committed to their culture and actively join the new one. The research identified the problems of socio-cultural adaptation of migrant students and the most effective forms used in the adaptation process. Thus, migrant students prefer the most accessible cultural and leisure mass events; consequently, the effective ways of adaptation process are as follows: supervision, explanatory conversations, co-working on projects, outings, various game forms, sports competitions, excursions, interethnic competitions and concerts. It seems appropriate for the university to organize an introductory lecture course on the Russian mentality, culture and history, whereas a combination of information, educational and leisure components might be efficient for foreign students' adaptation. Analysis of the problems and results of activities aimed at their solution showed that socio-cultural adaptation is necessary, and ethno-cultural technologies are the most suitable for solving this problem.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Образование и право

Выпуск журнала: 10

Номера страниц: 266-274

ISSN журнала: 20761503

Место издания: Москва

Издатель: Финансовый университет при Правительстве РФ, ООО ЮРКОМПАНИ

Персоны

  • РУКАВИЦЫНА Елена Александровна (Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого)
  • КОЛПЕЦКАЯ Ольга Юрьевна (Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского)
  • КОШЕЛЕВА Мария Александровна (Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого)

Вхождение в базы данных