АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ИСТОРИИ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.31804/2712-939X-2022-3-4-61-81

Ключевые слова: Сomputer art, generative art, artificial intelligence, компьютерное искусство, генеративное искусство, искусственный интеллект

Аннотация: Одним из наиболее интересных направлений современного компьютерного искусства является генеративное искусство, главной особенностью которого является восприятие художником машины как полноценного соавтора, порой создающего художественное произведение по принципам и законам, которые остаются для человека совершенной загадкой. В даннПоказать полностьюой статье предпринята попытка системного рассмотрения истории генеративных практик через анализ ряда наиболее ярких репрезентантов, которые были созданы различными художниками начиная с 1960-ых годов. В ходе анализа особе внимание уделялось технологии создания произведений, формальным характеристикам полученной «вещи», а также концепциям и идеям, которые могут быть прочитаны в работе. Результатом проделанной работы стали следующие общие выводы, касающиеся природы генеративного искусства: 1) на наш взгляд более корректно говорить не о генеративном искусстве как отдельном направлении компьютерного искусства, а о генеративных тенденциях в современном искусстве, которые в разной степени проявлены у различных художников; 2) в современном компьютерном искусстве на формальном уровне прослеживаются две «эстетические направленности» - в сторону уподобления традиционным искусствам через использование искусственного интеллекта и в сторону сохранения специфической визуальной составляющей раннего компьютерного искусства; 3) фиксируется различное отношение к компьютерному коду, используемому художниками - он может восприниматься или исключительно как инструмент или как произведение искусства сам по себе; 4) искусственный интеллект в генеративных практиках воспринимается более инструментально, чем традиционно используемый «элемент случайности», поскольку результат его вмешательства в изначальный алгоритм создания произведения искусства более предсказуем для художника One of the most interesting areas of modern computer art is generative art, the main feature of which is the artist's perception of the machine as a full-fledged co-author, sometimes creating a work of art according to principles and laws that remain a complete mystery to humans. This article attempts to systematically review the history of generative practices through the analysis of a number of the most prominent representatives that have been created by various artists since the 1960s. During the analysis, special attention was paid to the technology of creating works, the formal characteristics of the resulting “thing”, as well as concepts and ideas that can be read in the work. The result of the work done was the following general conclusions regarding the nature of generative art: 1) in our opinion, it is more correct to speak not about generative art as a separate direction of computer art, but about generative trends in contemporary art, which are manifested to varying degrees by different artists; 2) in modern computer art, at the formal level, two “aesthetic trends” can be traced - in the direction of assimilation to traditional arts through the use of artificial intelligence and in the direction of preserving the specific visual component of early computer art; 3) different attitudes towards the computer code used by artists are fixed - it can be perceived either exclusively as a tool or as a work of art in itself; 4) artificial intelligence in generative practices is perceived more instrumentally than the traditionally used "element of chance", since the result of its intervention in the original algorithm for creating a work of art is more predictable for the artist

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Социология искусственного интеллекта

Выпуск журнала: Т. 3, 4

Номера страниц: 61-81

ISSN журнала: 2712939X

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья

Персоны

  • Ермаков Тихон Константинович (Сибирский федеральный университет)
  • Омелик Анна Александровна (Иркутский государственный университет)

Вхождение в базы данных