Параметрическое представление полихотомий в педагогике : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.13187/zhmnp.2022.9.63

Ключевые слова: polychotomy, specific terms, monotomy, dichotomy, trichotomy, quartotomy, pentotomy, sextotomy, septotomy, octotomy, nonotomy, decitomy, division, pedagogy, formal logic, parameters, logical constructs, parametric formulas, полихотомии, специальные термины, монотомии, дихотомии, трихотомии, квартотомии, пентотомии, секстотомии, септотомии, октотомии, нонотомии, децитомии, порядок членения, педагогика, формальная логика, параметры, логические конструкты, параметрическая формула

Аннотация: Статья адресована формализации членений содержания специальных терминов в научной и учебной литературе по теории, методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной, адаптивной физической культуре. В качестве объекта исследования использованы основные положения междисциплинарного полихотомического подхода примеПоказать полностьюнительно к анализируемой педагогической отрасли. Методика изучения выбранной нами совокупной информации базировалась на формальной логике. Полученные результаты исследования свидетельствуют об успешности применённого нами инструментария с целью формализации взаимоисключающих вариантов членения педагогических понятий. Поэтому для вышеуказанной отрасли в качестве взаимоисключающего логического классификационного деления терминов на две составляющие приведём следующие три примера, найденные нами при исследовании текстов педагогических источников: 1. «абулия - воля» (противоположные качества личности); 2. «авторитарный - гуманный» (стиль отношения тренера к спортсмену); 3. «адаптация - дезадаптация» (противоположные уровни реакции организма к окружающей его среде). Подобные примеры имеются при использовании трихотомий уже как метода классификационного деления на три в научной и учебной литературе по педагогике. В качестве иллюстрации приведём следующие три варианта трёхзвенного взаимоисключающего членения: 1. «альпинисты - дельтапланеристы - парашютисты» (группы спортсменов с наивысшими показателями смертности во время соревнований); 2. «ациклические - смешанные - циклические» (классификация физических упражнений по структуре движения); 3. «волнообразно-восходящая - линейно-восходящая - ступенчато-восходящая» (формы повышения физических нагрузок при тренировках). В результате нами была получена итоговая системно-параметрическая формула, отражающая как отдельные показатели, так и их взаимосвязи на уровне отдельных логических конструктов. The article deals with the formalization of polychotomous classifications in scientific and educational literature on the theory and methodology of physical education, sports training, recreational and adaptive physical education. The object of the study is the key points of the multidisciplinary polychotomous approach in the analyzed pedagogical branch. The methodology of the research of the selected cumulative information was based on formal logic. The obtained results of the study testify to the success of the applied tools for formalizing mutually exclusive classifications of pedagogical concepts. Therefore, as a mutually exclusive logical classification of terms into two components, the authors give examples, found in pedagogical texts: 1. "abulia - will" (opposing character traits); 2. "autocratic - democratic" (types of coaching styles); 3. "adaptation - disadaptation" (opposite levels of adjustment to environmental conditions). Similar examples of using trichotomies as a method of classification into three components are available in scientific and educational literature on pedagogy: 1. "climbers - hang gliders - skydivers" (athletes with the highest death rate); 2. "acyclic - mixed - cyclic" (types of physical exercise classified by movements); 3. "wavy-ascending - linear-ascending - step-ascending" (forms of increasing intensity in training). As a result, the authors received a final system-parametric formula reflecting both individual indicators and their interrelations at the level of separate logical constructs.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Журнал Министерства народного просвещения

Выпуск журнала: 9

Номера страниц: 63-69

ISSN журнала: 24137294

Место издания: Братислава

Издатель: Academic Publishing House Researcher s.r.o.

Персоны

Вхождение в базы данных