РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Ключевые слова: self-regulation, social and communicative competence, communication skills, frustration tolerance, social and communicative adaptability, motivation to avoid failures and achieve success, students of a pedagogical university, саморегуляция, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативные умения, фрустрационная толерантность, социально-коммуникативная адаптивность, мотивация избегания неудач и достижения успехов, студенты педагогического вуза

Аннотация: Обосновывается актуальность проблемы развития социально-коммуникативной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки к педагогической деятельности. В статье раскрывается содержание понятий «компетентность», «социально-коммуникативная компетентность», «коммуникативные способности», «саморегуляция», дается психологПоказать полностьюическая характеристика структурных компонентов саморегуляции по В.И. Моросановой. Представлены результаты исследования социально-коммуникативной компетентности и саморегуляции студентов педагогического вуза. Авторы приходят к выводу, что уровень развития механизма саморегуляции взаимосвязан с уровнем развития их социально-коммуникативной компетентности. У студентов с более развитыми регуляторными процессами в большей степени сформированы все компоненты социально-коммуникативной компетентности. Их отличают легкая адаптация к новым ситуациям общения, самостоятельность, стрессоустойчивость, потребность в планировании действий для достижения цели, адекватная самооценка своих возможностей, условий и результатов деятельности, ориентация на достижение успеха. Студенты с менее сформированной саморегуляцией имеют более низкий уровень социально-коммуникативной компетентности. У них выражена мотивация избегания неудач, неуверенность, страх, раздражительность, импульсивность, низкое самообладание в ситуациях неопределенности, отсутствует потребность в постановке реалистичных целей, планировании действий, им сложно адекватно оценить свои возможности, условия деятельности, полученные результаты и допущенные ошибки. Низкий уровень саморегуляции не способствует развитию социально-коммуникативной компетентности. The urgency of the problem of development of social and communicative competence of students in the process of professional preparation for pedagogical activity is substantiated. The article reveals the content of the concepts of "competence", "social and communicative competence", "communicative abilities", "self-regulation", gives a psychological characteristic of the structural components of self-regulation according to V.I. Morosanova. The results of a study of socio-communicative competence and self-regulation of students of a pedagogical university are presented. The authors come to the conclusion that the level of development of the mechanism of self-regulation is interconnected with the level of development of their social and communicative competence. Students with more developed regulatory processes have more developed all components of social and communicative competence. They are distinguished by easy adaptation to new situations of communication, independence, resistance to stress, the need to plan actions to achieve the goal, adequate self-assessment of their capabilities, conditions and results of activities, orientation towards achieving success. Students with less developed self-regulation have a lower level of social and communicative competence. They have a motivation to avoid failures, uncertainty, fear, irritability, impulsiveness, low self-control in situations of uncertainty, there is no need to set realistic goals, plan actions, they find it difficult to adequately assess their capabilities, conditions of activity, results obtained and mistakes made. The low level of self-regulation does not contribute to the development of social and communicative competence.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы современного педагогического образования

Выпуск журнала: 76-2

Номера страниц: 275-279

ISSN журнала: 23111305

Место издания: Ялта

Издатель: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Персоны

  • Мешкова Ирина Владимировна (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»)
  • Завьялова Людмила Павловна (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных