Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.31518/2618-9100-2022-5-12
Ключевые слова: cultural anthropology, soviet culture, soviet cinema, collective memory, siberia, Russian Civil war, A.V. Kolchak, V.A. Itin, культурная антропология, советская культура, советский кинематограф, коллективная память, сибирь, гражданская война, А.В. Колчак, В.А. Итин
Аннотация: В современной российской академической науке все более популярной становится культурная антропология, позволяющая, наряду с иными направлениями исторического знания, получить полновесные представления о конкретной эпохе. В статье представлен аналитический обзор дискуссии, сложившейся в сибирской периодической печати вокруг съемок сПоказать полностьютудией «Киносибирь» фильма «Колчаковщина», предполагавшихся в 1929 г. Кинолента должна была стать частью официальных торжественных мероприятий, приуроченных к десятилетней годовщине восстановления советской власти в Сибири. Методологической основой исследования послужили принцип системности, антропологический и культурологический подходы, сравнительно-исторический метод. Данная методологическая совокупность позволила, проанализировав развитие дискуссии, установить основные направления обсуждения, преимущественно связанные с необходимостью отображения в «Колчаковщине» реальных исторических событий Гражданской войны на востоке России. При этом идея создания кинокартины рассматривается как часть масштабных пропагандистских мероприятий советской власти, остро нуждавшейся в историческом обосновании своего существования. В заключение подчеркивается, что, несмотря на актуальность и остроту сюжета, который должен был воплотиться на экране, съемки фильма так и не были начаты в связи с недостаточным финансированием, перегруженностью работы киностудии «Киносибирь» и последовавшим вскоре ее закрытием. Статья адресована широкому кругу специалистов, изучающих культурную антропологию, ранний советский социум, советский кинематограф, идеологическую и пропагандистскую работу в СССР, Гражданскую войну на востоке России и сибирское краеведение. In modern Russian academic science, cultural anthropology is becoming more and more popular, allowing, along with other areas of historical knowledge, to obtain a full-fledged idea of a particular era. The article presents an analytical review of the discussion that has developed in the Siberian periodical press around the filming of the film “Kolchakovshchina” by the Kinosibir film studio, which was supposed to take place in 1929. The film was to become part of the official celebrations dedicated to the tenth anniversary of the restoration of Soviet power in Siberia. The methodological basis of the study was the principle of consistency, anthropological and cultural approaches, and the comparative historical method. This methodological set made it possible, after analyzing the development of the discussion, to establish the main directions of the discussion, mainly related to the need to display in the “Kolchakovshchina” the real historical events of the Civil War in the East of Russia. At the same time, the idea of creating a motion picture is considered as part of the large-scale propaganda activities of the Soviet government, which was in dire need of a historical justification for its existence. In conclusion, it is emphasized that, despite the relevance and urgency of the plot that was supposed to be embodied on the screen, the filming of the film was never started due to insufficient funding, the congestion of the Kinosibir film studio and its closure that followed soon after. The article is addressed to a wide range of specialists studying cultural anthropology, early Soviet society, Soviet cinematography, ideological and propaganda work in the USSR, the Civil War in the East of Russia and Siberian local history.
Журнал: Исторический курьер
Выпуск журнала: № 5
Номера страниц: 146-155
ISSN журнала: 26189100
Место издания: Новосибирск
Издатель: Институт истории СО РАН