РЕЛИГИОЗНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 1920-Х ГОДОВ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.31804/2782-4926-2022-1-1-32-53

Ключевые слова: russian painting, 1920s, religious painting, enthusiastic painting, art theory, art analysis, русская живопись, 1920-е, религиозная живопись, энтузиазная живопись, теория искусства, анализ искусства

Аннотация: В современной теории ставится проблема соотношения религии и искусства в целом ряде исследовательских работ. В научной литературе, посвященной исследованию актуальных проблем философии, теории и истории искусства, авторы посвятили свои труды проблеме усвоения сущностного единства религиозного и художественно-визуального языка, постПоказать полностьюижению их общего смысла и предназначения для индивидуальной и социальной человеческой жизни. Данная статья исследует специфику энтузиазной религиозности, которая рассматривается на примере трёх произведений русской живописи 1920х годов - «Люди будущего» К. Ф. Юона, «Фантазия» К. С. Петрова-Водкина и «Смерть комиссара» К. С. Петрова-Водкина. Утверждается роль произведения искусства как посредника между человеческим миром и миром божественным, и в рамках энтузиазма именно человек совершает действие навстречу Абсолютному. Также определяется особое место искусства в атеистический период, когда проводить параллели между художественным творчеством и религиозной составляющей показалось бы неуместным. Эта связь двух аспектов способна на удовлетворение вполне объективных потребностей человека - эстетических. Однако отсутствие религиозного истолкования изобразительного искусства России в начале века, в период искоренения религиозного сознания, обращает интерес исследования к определению «религиозности» произведения русской живописи 1920-х годов. Определение обозначенных особенностей и является целью исследования. Религиозность произведений проявляется в стремлении к совершенному будущему. Определяя особенность энтузиазной религиозности произведений русской живописи 1920-х гг., следует заключить, что на специфику повлиял поиск нового художественного языка путем трансформации иконографических и символических приемов, а также художественных традиции западноевропейских мастеров, вызванный формированием нового мировоззрения в 1920-х гг. In contemporary theory the problem of the relationship between religion and art is posed in a number of research papers. In the scientific literature devoted to the study of topical problems of philosophy, theory and history of art, the authors devoted their works to the problem of mastering the essential unity of the religious and artistic-visual language, comprehending their common meaning and purpose for individual and social human life. This article explores the specifics of enthusiastic religiosity, which is considered on the example of three works of Russian painting of the 1920s - "People of the Future" by K. F. Yuon, "Fantasy" by K. S. Petrov-Vodkin and "Death of the Commissar" by K. S. Petrov-Vodkin . The role of a work of art as an intermediary between the human world and the divine world is affirmed, and within the framework of enthusiasm, it is a person who performs an action towards the Absolute. It also defines a special place for art in the atheistic period, when it would seem inappropriate to draw parallels between artistic creativity and the religious component. This connection of the two aspects is capable of satisfying the completely objective needs of a person - aesthetic. However, the absence of a religious interpretation of the fine arts of Russia at the beginning of the century, during the period of the eradication of religious consciousness, turns the interest of the study to the definition of the “religiosity” of a work of Russian painting of the 1920s. Determining the indicated features is the purpose of the study. The religiosity of the works is manifested in the desire for a perfect future. Determining the peculiarity of the enthusiastic religiosity of the works of Russian painting of the 1920s, it should be concluded that the specifics were influenced by the search for a new artistic language through the transformation of iconographic and symbolic techniques, as well as the artistic traditions of Western European masters, caused by the formation of a new worldview in the 1920s.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал

Выпуск журнала: Т. 1, 1

Номера страниц: 32-53

ISSN журнала: 27824926

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья

Вхождение в базы данных