СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕЖДУ ИЕРАРХИЧНОСТЬЮ И СЕТЕВИЗАЦИЕЙ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.2.4

Ключевые слова: extremism, religious extremism, extremist associations, hierarchical model, networkization, social system, social network, экстремизм, религиозный экстремизм, экстремистские объединения, иерархичная модель, сетевизация, социальная система, социальная сеть

Аннотация: Статья посвящена исследованию структурно-функциональной модели религиозных экстремистских объединений. Религиозные экстремистские действия рассматриваются в качестве совместной формы организованной деятельности, на специфику которой влияют условия современной цивилизации: цифровая среда, виртуализация, глобализация и сетевизация. МПоказать полностьюетодология исследования основывается на структурно-функциональном подходе Т. Парсонса. Религиозные экстремистские объединения понимаются как системные единицы социокультурной общности и самостоятельные социальные системы. Установление сетевых связей осуществляется в рамках теорий Дж. Барнса, М. Кастельса. Характер взаимоотношений между участниками определяется теорией социального обмена Дж. Хоманса. В современном мире многие организации, особенно обладающие транснациональным признаком, заменяют иерархичную модель структуры на сетевую. Это позволяет им оптимизировать свои экономические и интеллектуальные ресурсы, усиливать политический и символический капиталы, расширять целевую аудиторию и увеличивать конкурентоспособность. Экстремистские организации также трансформируют свою структуру. Религиозный экстремизм стремится реализовать социально-политические проекты радикального преобразования социальной реальности на религиозной основе посредством завоевания, удержания и использования власти противоправными методами. Религиозные экстремистские объединения активно используют сетевые ресурсы, кооперируются с другими организациями и вносят соответствующие изменения в структуру. Однако у них сохраняется иерархичная модель, в которой из-за процессов сетевизации взаимосвязи ставятся менее явными. Данная модель остается основной по причине наличия: а) священного; б) общих религиозных убеждений; в) ощущения духовного единства и священной значимости, а также разделения всеми участниками положений религиозно-политической идеологии. Именно сочетание иерархичности и сетевизации способствует широкому распространению идей религиозного экстремизма и росту активности религиозных экстремистских объединений. The work is devoted to the study of the structural and functional model of religious extremist associations. Religious extremist actions are viewed as a joint form of organized activity. Its specifics are influenced by the conditionsof modern civilization: digital environment, virtualization, globalization, and networkization. The research methodology is based on the structural-functional approach by T. Parsons. Religious extremist associations are viewed as systemic units of a sociocultural community and independent social systems. The establishment of network connections is carried out within the theories framework by J. Barns, M. Castells. The nature of the relationship between the participants is determined by the theory of social exchange by G. Homans. In the modern world, many organizations, especially those with a transnational characteristic, are replacing the hierarchical structure model with a network one. This allows them to optimize their economic and intellectual resources, strengthen political and symbolic capital, expand their target audience and increase competitiveness. Extremist organizationsare also transforming their structure. Religious extremism seeks to implement socio-political projects for a radical transformation of social reality on a religious basis through the conquest, retention, and use of power by illegal methods. Religious extremist associations actively use network resources, cooperate with other organizations and make appropriate changes to the structure. However, they retain a hierarchical model where the relationships are less explicit due to networkization processes. This model remains the main one due to the presence of a) sacred; b) general religious beliefs; c) a sense of spiritual unity and sacred significance, as well as the sharing of the religious and political ideology provisions by all participants. It is the combination ofhierarchyand networkization that contributes to the widespread dissemination of the religious extremism ideas and the growth of the activity of religious extremist associations.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Logos et Praxis

Выпуск журнала: Т. 21, 2

Номера страниц: 33-42

ISSN журнала: 25879715

Место издания: Волгоград

Издатель: Волгоградский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных