Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2021

Идентификатор DOI: 10.54359/ps.v14i76.138

Ключевые слова: bullying, school climate, educational environment, school administration, teachers, буллинг, школьный климат, образовательная среда, администрация школы, педагоги

Аннотация: Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли: на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом Показать полностьюопределяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности - эпизодов буллинга и кибербуллинга. Для российских школ тема школьного климата является пока слабо исследованной и во многом осваивается внутри каждой организации интуитивно. Данная статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательных организаций из разных регионов России о частоте эпизодов школьного буллинга, характеристиках психологического климата в их организациях, а также вкладе в поддержание благополучного климата их самих и их руководства. В онлайн-опросе участвовали 214 респондентов. Выделены три типа описаний школьного климата (позитивный, напряженный и разобщенный). Зафиксированы наиболее распространенные стратегии поведения специалистов и руководства в отношении ситуаций буллинга (различные виды профилактики буллинга и прекращения текущих буллинг-ситуаций). Кроме того, присутствуют ответы, в которых отмечается игнорирование или усугубление ситуаций буллинга руководством школ и формальное и недифференцированное описание собственного поведения респондентов. Статистический анализ показал, что частота травли в школах с позитивным климатом оценивается как значимо более низкая, чем в тех школах, где климат описывается как напряженный. Также значимо выше оценка частоты травли в тех школах, где, по данным респондентов, руководство игнорирует проявления буллинга, демонстрирует деструктивное поведение и не ведет профилактической деятельности. В то же время не выявлено значимой связи между оценкой частоты буллинга и школьного климата с собственными действиями респондентов. Данное пилотажное исследование проблематизирует вопросы о способах реагирования сотрудников российских школ на ситуации буллинга и показывает необходимость дальнейших исследований. Teachers' and school administration's behavior is known to affect the dynamics of school bullying. Generally, this influence is formalized through school climate, which largely determines frequency and dynamics of potentially dangerous situations including bullying and cyberbullying. In Russia the school climate is poorly studied at the level of educational system. This article is aimed to survey the educational organizations' workers from different regions of Russia. In particular, we focused on the frequency of school bullying episodes, features of psychological climate and the contribution made to psychological climate by staff and administration. The online survey included 214 respondents. Three ways of the school climate description were identified: positive, tense and disconnected. The most common strategies towards bullying situations were specified (i.e. bullying prevention and termination of bullying situations). Several responses were indicative of neglect or aggravation in situations of bullying by school administration. Formal or undifferentiated description of the respondents' behavior was also present. Data analysis showed significantly lower frequency of bullying in schools with positive climate compared to those with the tense climate. Also, the frequency of bullying was significantly higher in schools where, according to the respondents, the administration ignored bullying incidents, demonstrated destructive behavior and avoided preventive activities. No relationship was found between the estimated frequency of bullying, school climate and the respondents' actions. This pilot study identified the problematics of bullying and teachers' reaction to it in Russian schools and stressed the need for further research.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Психологические исследования

Выпуск журнала: Т. 14, 76

ISSN журнала: 20757999

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательство Солитон"

Персоны

  • Бочавер А.А. (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)
  • Горлова Н.В. (Институт психологии практик развития)
  • Хломов К.Д. (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)

Вхождение в базы данных