Структурирование контента электронного обучающего курса на основе семантического анализа глоссария : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Ключевые слова: educational content, Concept tree, e-learning course glossary, online learning, Semantic Data Model, образовательный контент, дерево понятий, глоссарий электронного обучающего курса, онлайн обучение, семантическая модель данных

Аннотация: В условиях интенсивного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и цифровой трансформации образования активно развиваются подходы и методики онлайн обучения, интеграции онлайн и офлайн обучения, а также разрабатывается учебно-методическое обеспечение в электронной информационно-образовательной среде вуза. ЛавинообразПоказать полностьюное нарастание объемов электронного образовательного контента актуализирует проблему его структурирования на основе создания новых подходов, включающих современные методы анализа и формализации данных. В статье предложен подход к формализованному структурированию электронного обучающего контента на основе автоматизированного анализа глоссария с применением семантической модели данных. Особенностью предложенной семантической модели данных выступает включение в нее понятий предметной области дисциплины, индексируемых посредством их семантического содержания. В условиях возрастания объемов учебной деятельности, самостоятельно осуществляемой обучающимися в электронной среде, логически связанная структура предметного содержания ЭОК приобретает особую значимость. Преимуществом семантической модели данных перед другими моделями представления знаний выступает связывание близких понятий в единый пучок сети через установление связей между понятиями образовательного контента. Раскрыты особенности разработанного авторского программного обеспечения анализа глоссария, обеспечивающего автоматизированное построение иерархической структуры образовательного контента - дерева понятий. Осуществлена апробация предложенного подхода при разработке электронного обучающего курса по дисциплине «Моделирование и формализация» для студентов направления 09.03.03 - «Прикладная информатика» Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета. Педагогический эксперимент подтвердил результативность образовательного процесса с применением электронного обучающего курса, контент которого структурирован на основе автоматизированного семантического анализа глоссария. Обозначены достоинства и перспективы развития предложенного подхода. In the context of the intensive introduction of digital technologies in the educational process and the digital transformation of education, approaches and methods of online learning, integration of online and offline learning are actively developing, as well as educational and methodological support is being developed in the electronic information and educational environment of the university. An avalanche-like increase in the volume of electronic educational content actualizes the problem of its structuring based on the creation of new approaches, including modern methods of data analysis and formalization. The article proposes an approach to the formalized structuring of e-learning content based on automated glossary analysis using a semantic data model. A feature of the proposed semantic data model is the inclusion in it of the concepts of the subject area of the discipline, indexed by means of their semantic content. In the context of an increase in the volume of educational activities independently carried out by students in an electronic environment, the logically connected structure of the subject content of ELC acquires special significance. The advantage of the semantic data model over other models of knowledge representation is the linking of related concepts into a single bundle of the network through the establishment of links between the concepts of educational content. The features of the developed author's software for the analysis of the glossary, which provides automated construction of the hierarchical structure of educational content - a tree of concepts, are disclosed. The proposed approach was tested in the development of an electronic training course in the discipline "Modeling and Formalization" for students of the direction 09.03.03 - "Applied Informatics" of the Institute of Space and Information Technologies of the Siberian Federal University. The pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the educational process using an e-learning course, the content of which is structured based on an automated semantic analysis of the glossary. The advantages and prospects for the development of the proposed approach are outlined.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Мир науки. Педагогика и психология

Выпуск журнала: Т. 10, 2

ISSN журнала: 26586282

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательство "Мир науки"

Персоны

  • Каверзина Дарья Евгеньевна (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Вайнштейн Юлия Владимировна (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных