Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20220204
Ключевые слова: status of an engineer, engineering education, "craftsman-engineer model", "cognitive-technological" model of an engineer, industry 4.0, STEM technologies, STEAM technologies, статус инженера, инженерное образование, "модель ремесленника-инженера", "когнитивно-технологическая" модель инженера, индустрия 4.0, технологии STEM, технологии STEAM
Аннотация: Введение. Сегодня человечество все чаще ориентируется на эффективные инновации, нацеленные на быстрые и качественные технологии, и их применение в индустрии 4.0. Фигура современного инженера здесь является ключевой, что требует от инженерного образования решения новых задач. Актуально для инженерного образования приобретение новых Показать полностьюориентиров, соответствующих смыслам VI технологического уклада и индустрии 4.0. Методологическими основаниями выступают историко-философский и социологический подходы, в рамках которых проведен аналитический обзор двух «линий» в развитии современного инженерного образования: инженерного труда как «ремесла» (традиция Д. К. Советкина, В. К. Дилла-Воса) и традиции инженерного труда как творчества («Liberal Arts»). Аналитика этих традиций указывает на их конвергирование в образовательных, промышленных и бизнес-технологиях STEM и STEAM. Обсуждение. Реализация смыслов этих технологий задерживается в обновлении образовательной дидактики инженерного образования. Разрешение этого противоречия становится насущной задачей. Это требует не только осознанной рефлексии по поводу собственно статуса инженера, но и определения самого вектора изменений в дидактике инженерного образования. Его можно обозначить как развитие целевого предназначения инженерного образования от преимущественно «ремесленнического» функционала к «когнитивно-технологическому» его наполнению. Для формирования инженера новой формации в дидактике образовательного процесса проведено социологическое обследование среди студентов-инженеров Сибирского федерального университета. Цель - выяснить смысл инженерного труда как «ремесла» и как «творчества» в рамках владения технологиями STEM и STEAM. Заключение. Аргументировано, что дидактика инженерного образования только приближается к смысловой реализации технологий STEM и STEAM. Это значит, что технологическое отставание и качество инженерного корпуса не находятся в векторе опережающего развития. Introduction. Today, humanity is increasingly focused on effective innovations aimed at fast and high-quality technologies and their application in industry 4.0. The figure of the engineer is the key here. This imposes new challenges on engineering education. Thus, engineering education is forced to acquire new meanings, corresponding to the meanings of the VI technological order and industry 4.0. The methodological foundations are the historical-philosophical and sociological approaches, within which an analytical review of two “lines” in the development of modern engineering education was carried out: engineering work as a “craft” (the tradition of D. K. Sovetkin, V. K. Dilla-Vos) and the tradition engineering as creativity (“Liberal Arts”). The analytics of these traditions points to their convergence in educational, industrial and business technologies STEM and STEAM. Discussion. The implementation of the meanings of these technologies is delayed in updating the educational didactics of engineering education. The resolution of this contradiction becomes an urgent task. This requires not only a conscious reflection on the actual status of an engineer, but also the definition of the very vector of changes in the didactics of engineering education. It can be defined as the development of the target meaning of engineering education from a predominantly “handicraft” functionality to its “cognitive-technological” content. For the formation of an engineer of a new formation in the didactics of the educational process, a sociological survey was conducted among engineering students of SibFU. The purpose of it was to find out the meaning of engineering work as a “craft” and as “creativity” within the framework of STEM and STEAM technologies. Conclusion. It is argued that the didactics of engineering education is only approaching the semantic implementation of STEM and STEAM technologies. This means that the technological gap and the quality of the engineering corps are not in the vector of advanced development.
Журнал: Философия образования
Выпуск журнала: Т. 22, № 2
Номера страниц: 53-70
ISSN журнала: 18110916
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН