Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.29030/2309-2076-2022-15-2-54-65
Ключевые слова: artificial intelligence, digital technologies, information, strategic analysis, objects of analysis, strategic uncertainty, analysis of the degree of uncertainty of the environment, I. Ansoff's model «Management by weak and strong signals», PESTE-analysis, political analysis, legal analysis, Socio-demographic analysis, technological analysis, environmental analysis, SWOT-model, opportunities, threats, искусственный интеллект, цифровые технологии, информация, стратегический анализ, объекты анализа, стратегическая неопределенность, анализ степени неопределенности среды, модель И. Ансоффа «Управление по слабым и сильным сигналам», PESTE-анализ, политический анализ, правовой анализ, социально-демографический анализ, технологический анализ, экологический анализ, SWOT-модель, возможности, угрозы
Аннотация: В современных условиях искусственный интеллект (ИИ) все более широко проникает в различные сферы хозяйственной деятельности общества - технологии, логистику, маркетинг, транспорт, оперативное управление и др. В то же время в области формирования и реализации стратегий на уровне предприятия он недостаточно используется.Между тем разПоказать полностьюработка стратегий развития предприятия требует глубокого и всестороннего анализа как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия и имеет многоаспектный характер. В статье исследуются возможности использования ИИ при проведении лишь одной составной его части -анализа внешних условий деятельности предприятия с помощью модифицированных ситуационных моделей.В связи с этим в статье рассматриваются: совокупность факторов, формирующих среду предприятия в условиях ее неопределенности, использование ИИ для обеспечения возможности непрерывно и максимально полно (в отличие от прочих способов) отслеживать состояние среды и давать рекомендации менеджерам по принятию управленческих решений; различные известные модели и применение ИИ, позволяющие анализировать возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия, опираясь на прямые количественные показатели, полученные из официальных источников, а также интервальные, балльные показатели, являющиеся результатом оценок экспертов или широких опросов. In modern conditions, artificial intelligence (AI) is increasingly penetrating into various spheres of economic activity of society-technology, logistics, marketing, transport, operational management, etc. And in the field of formation and implementation of strategies at the enterprise level, they are not used enough.Meanwhile, the development of enterprise strategies requires a deep and comprehensive analysis of both the internal environment and the external environment of the enterprise and has a multidimensional character, therefore, the article discusses the possibilities of using AI when conducting only one component of it - the analysis of the external conditions of the enterprise with the help of modified situational models.In this regard, the article discusses: a set of factors shaping the enterprise environment in conditions of its uncertainty and the use of AI to ensure the ability to continuously and as fully as possible (unlike other methods) monitor the state of the environment and make recommendations to managers on making managerial decisions; various wellknown models and applications of AI that allow analyzing opportunities and threats, strengths and weaknesses of an enterprise, relying on direct quantitative indicators obtained from official sources, as well as interval, point, resulting from expert assessments or broad surveys.
Журнал: Экономические системы
Выпуск журнала: Т. 15, № 2
Номера страниц: 54-65
ISSN журнала: 23092076
Место издания: Москва
Издатель: Московский политехнический университет, Институт экономики РАН, Академия промышленности и менеджмента, Московский государственный университет печати, Закрытое акционерное общество "Институт "ДорАэроПроект"