РОЛЬ АРХАИЧНОСТИ В СОЗНАНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ЭКСТРЕМИСТОВ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.37482/2687-1505-V184

Ключевые слова: archaic consciousness, religious consciousness, the sacred, religious extremism, violence, sacrifice, groupthink, mythologism, архаичное сознание, религиозное сознание, священное, религиозный экстремизм, насилие, жертвенность, групповое мышление, мифологичность

Аннотация: Статья посвящена исследованию роли архаичности в сознании религиозных экстремистов и специфики ее проявления в социальных практиках. Религиозный экстремизм является социальный феноменом, отражающим стремление к радикальному изменению социально-политического устройства на основе религиозных идей с применением или угрозой насилия. ТаПоказать полностьюкже данным понятием идентифицируются действия, угрожающие сложившемуся социально-политическому устройству на конкретном историческом этапе и апеллирующие к священному. Религиозные убеждения в экстремистской деятельности являются второстепенными относительно политической основы, а архаичность превалирует в религиозном сознании участников. Это позволяет при минимальной разработанности религиозных положений идеологии направлять максимальные ресурсы на социально-политическую активность. Акцент делается на мифологичности: используются мифы о золотом веке и героях, вождях, которые страдают и погибают на пути его восстановления. Автор выявляет следующие архаичные элементы религиозного сознания экстремистов: персонификация окружающего мира, приемлемость насилия, жертвенность, убежденность в особой роли вождя и непосредственном участии священного, в возможности повлиять на объективные процессы. Архаичность религиозности способствует развитию группового мышления. Оно основывается на радикализованной позиции «свои-враги», противопоставлении объективной социальной реальности (как ложной) и сконструированной реальности (как истинной) и укрепляется ограниченностью критического мышления и социальной изоляцией. Религиозные экстремисты позиционируют себя как истинно верующих, которые своими действиями поддерживают миропорядок и способствуют победе добра над злом. Центральное место в экстремистской идеологии занимает священное. Оно выступает актором, способным участвовать в коммуникации и осуществлять социальный контроль, применять наказания, а также делегировать свои полномочия. Религиозные экстремисты считают свои поступки и идеи боговдохновенными, а насилие - действенным безальтернативным методом. Посредством подмены одних смыслов сведений, аналогий другими - радикализованными, альтернативной интерпретации религиозных положений формируются убеждения в религиозном превосходстве и исключительности, а политические действия отождествляются с выполнением религиозных предписаний. This article investigates the role of archaism in the minds of religious extremists and its manifestation in social practices. Religious extremism is a social phenomenon reflecting the desire to, based on religious ideas and the use or threat of violence, radically change the socio-political structure. Moreover, this notion describes actions threatening the socio-political situation at a particular historical stage and appealing to the sacred. Religious beliefs in extremist activity are secondary to the political basis, the archaic nature of consciousness being a priority. This way one can, with minimal elaboration of religious ideology, channel maximal resources to socio-political activity. The emphasis is placed on mythologism, using myths about the golden age and heroes, leaders who suffer and die while trying to restore it. The following archaic features of extremists’ religious consciousness are revealed here: personification of the surrounding world, sacrifice and acceptability of violence, as well as conviction about the special role of the leader, direct participation of the sacred and ability to influence objective processes. The archaic nature of religiosity contributes to the development of groupthink. It is based on a radicalized “Us vs Them” idea and an opposition between objective social reality (as false) and constructed reality (as true), and is reinforced by social isolation and a lack of critical thinking. Religious extremists position themselves as true believers who, by their actions, maintain the world order and contribute to the victory of good over evil. The central place in the worldview is given to the sacred, seen as being able to directly participate in communication and exercise social control, as well as impose punishment and delegate its powers. Religious extremists consider their actions and ideas to be divinely inspired, while violence, an effective and the only possible method. By replacing certain meanings of information and analogies with others, radicalized, and by presenting alternative interpretations of religious ideas, they foster beliefs in religious superiority and identify their political actions with adherence to religious precepts.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Выпуск журнала: Т. 22, 3

Номера страниц: 104-112

ISSN журнала: 22276564

Место издания: Архангельск

Издатель: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Персоны

Вхождение в базы данных