Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Ключевые слова: reflexive adaptation, educator, facilitation strategy, tactics, environmental change, educational reality, рефлексивная адаптация, педагог, стратегия содействия, тактики, изменения среды, образовательная действительность
Аннотация: Статья посвящена вопросу помощи педагогам в адаптации к непрерывно происходящим переменам в образовании. Адаптация рассматривается как процесс, движущий развитие (В.И. Медведев). Проводится теоретическое обоснование выбора типа «рефлексивной адаптации». Раскрывается сущность стратегии содействия в овладении педагогом способом рефлеПоказать полностьюксивной адаптации. Стратегия содействия включает четыре выделенные авторами фазы. Первая фаза предполагает помощь педагогам в критическом осмыслении преобладающих у педагогов способов адаптации к изменениям среды. Вторая фаза направляется на осознание и принятие цели осуществления перехода от «Я-реального» к «Я-идеальному». Третья фаза заключается в поддержке осознанного выбора альтернативных вариантов поведения и действий для движения к перспективному образу себя с опорой на актуальное состояние. Четвертая фаза ориентирует на сопровождение при реализации разработанного плана действий, совместный контроль и оценку результативности с коррекцией в случаях необходимости. Предлагаются отдельные тактические действия по реализации стратегии на каждой фазе. Описываются условия реализации и возможные затруднения. Также показывается потребность подготовки специалистов-андрагогов. Именно они необходимы для оказания содействия педагогам в рефлексивной адаптации к изменениям образовательной действительности. The article is devoted to the issue of helping teachers to adapt to the ongoing changes in education. Adaptation is considered as a process driving development (V.I. Medvedev). The theoretical justification of the choice of the type of "reflexive adaptation" is carried out. The essence of the strategy of assistance in mastering the teacher's method of reflexive adaptation is revealed. The assistance strategy includes four phases identified by the authors. The first phase involves helping teachers to critically comprehend the methods of adaptation prevailing among teachers to changes in the environment. The second phase is aimed at realizing and accepting the goal of making the transition from the "I-real" to the "I-ideal". The third phase is to support the conscious choice of alternative behaviors and actions to move towards a promising self-image based on the current state. The fourth phase focuses on support in the implementation of the developed action plan, joint monitoring and evaluation of performance with correction if necessary. Separate tactical actions are proposed to implement the strategy at each phase. The conditions of implementation and possible difficulties are described. The need for training andragog specialists is also shown. They are necessary to assist teachers in reflexive adaptation to changes in educational reality.
Журнал: Проблемы современного педагогического образования
Выпуск журнала: № 74-3
Номера страниц: 258-262
ISSN журнала: 23111305
Место издания: Ялта
Издатель: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского