РОЛЬ УЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Ключевые слова: physical experiment, thought experiment, theoretical thinking, experimental and theoretical methods of cognition, physical problems, физический эксперимент, мысленный эксперимент, теоретическое мышление, экспериментальные и теоретические методы познания, физические задачи

Аннотация: Рассматриваются некоторые принципиальные вопросы использования в обучении физике взаимосвязи экспериментальных и теоретических методов познания для формирования теоретического мышления. Показаны пути реализации дидактических возможностей учебного физического эксперимента в раскрытии этой взаимосвязи. Особое внимание в статье уделяеПоказать полностьются методу научной идеализации, который возможен только в мысленном эксперименте. Приведены примеры использования мысленного эксперимента при изучении физики, при проведении которого используются идеализированные объекты, явления и их мысленные модели. Рассмотрена роль модельных представлений при изложении основ физических теорий, построенных методом модельных гипотез. В научном познании для изучения сущности явления и установления физических законов недостаточно получить экспериментальные эмпирические данные, главное в науке - построение теоретической модели, которая с наиболее общих позиций позволяет объяснить (или обосновать) полученные эмпирические результаты. Some fundamental issues of using the interrelation of experimental and theoretical methods of cognition for the formation of theoretical thinking in teaching physics are considered. The ways of realization of didactic possibilities of educational physical experiment in the disclosure of this relationship are shown. Special attention is paid in the article to the method of scientific idealization, which is possible only in a thought experiment. Examples of the use of a thought experiment in the study of physics are given, during which idealized objects, phenomena and their mental models are used. The role of model representations in the presentation of the fundamentals of physical theories constructed by the method of model hypotheses is considered. In scientific cognition, to study the essence of a phenomenon and establish physical laws, it is not enough to obtain experimental empirical data, the main thing in science is to build a theoretical model that from the most general positions allows you to explain (or justify) the empirical data obtained.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Проблемы современного педагогического образования

Выпуск журнала: 74-3

Номера страниц: 246-248

ISSN журнала: 23111305

Место издания: Ялта

Издатель: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Персоны

  • Романцова Наталья Федоровна (Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета)
  • Кочеткова Татьяна Николаевна (Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета)
  • Киргизова Елена Викторовна (Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета)

Вхождение в базы данных