Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.33186/1027-3689-2022-3-39-60
Ключевые слова: academic library, user services, distance services, online services, proactive library, users, вузовская библиотека, система обслуживания, дистанционный формат, проактивная библиотека, пользователи
Аннотация: Актуальность данной темы обусловлена цифровизацией всех отраслей хозяйства и социальной сферы, что ставит перед обществом новые задачи. Библиотеки вузов перестраивают свою работу и переводят основные направления библиотечной деятельности в дистанционный формат. С переходом на удалённую работу в период сложной эпидемиологической обсПоказать полностьютановки, связанной с пандемией COVID-19, библиотеки акцентировали своё внимание на дистанционном обслуживании пользователей. В связи с полным переходом на дистанционный формат обслуживания перед библиотекой встала проблема модернизации бизнес-процессов. В статье представлен опыт Научной библиотеки Сибирского федерального университета; рассмотрен процесс обслуживания пользователей университетской библиотеки в новом формате. Анализируется система ИРИ и ДОР на новом уровне. Представлена проактивная модель библиотеки, под которой понимается процесс информационного обслуживания читателей в любой форме и на любом носителе на основе классических и сетевых форм обслуживания на базе сервисов опережения запроса. Представленные в статье материалы позволяют сотрудникам и пользователям библиотеки по-новому выстроить взаимодействие между библиотекарем и читателем, расширить возможности библиотеки. Предложенная авторами технология позволяет на основе сервисов опережения запросов читателей выходить за рамки их потребностей и создавать зону ближайшего развития интересов. Статья представляет собой авторское осмысление происходящей цифровой трансформации деятельности вузовских библиотек. The relevance of this problem is generated by digitalization of the industries and social sphere, which poses new goals and tasks before the society. The academic libraries have been restructuring their activities and transferring many processes to online and distance formats. Due to the COVID-19 pandemic and online operating during this period, the libraries have focused on distance user services. In these circumstances, they have been modernizing their processes. The authors discuss the experience of the Scientific Library of Siberian Federal University in new-format user services. The new level of selective dissemination of information and differentiated services for managers is analyzed. The pro-active library model is interpreted as the process of user information services in any form on any medium based on traditional services and networking based on the leading query services. The study findings would help librarians and users to restructure their interaction and to expand library’s functionality. With the suggested technology based on the leading query services, the library pushes beyond user information needs and builds the nearest interest development zone. The authors suggest their own interpretation of digital transformation of academic libraries.
Журнал: Научные и технические библиотеки
Выпуск журнала: № 3
Номера страниц: 39-60
ISSN журнала: 10273689
Место издания: Москва
Издатель: Государственная публичная научно-техническая библиотека России