ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ КОММУНИКАЦИИ ХУДОЖНИКА И ЗРИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. Г. ПОЗДЕЕВА, А. Н. ОСИПОВОЙ И З. Б. ДОРЖИЕВА) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.14529/ssh220208

Ключевые слова: art, siberia, artistic communication, co-creation, perception of the world, искусство, сибирь, художественная коммуникация, сотворчество, познание мира

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем коммуникации в пространстве современного изобразительного искусства. Рассматривается значение роли автора в процессе творчества и его взаимоотношений со зрителями. Уделяется внимание специфике общения художника и зрителя в эпоху постмодерна. Проблема взаимоотношений и возможность коммуникации пПоказать полностьюосредством восприятия произведения искусства изучается в контексте сотворчества автора и реципиента, который может стать и действующим лицом произведения. Восприятие произведения искусства зрителем рассматривается как процесс превращения внешних свойств объекта во внутренние характеристики зрителя, а искусство наделяется качествами вневременности. Указывается, что в процессе художественной коммуникации художник выступает как творец, изобретатель, сценарист, а его произведение, восприятие которого может быть символическим, эстетическим или игровым, является откровением, культурным гипертекстом. Доказывается, что автор часто исполняет роль компилятора заимствованных идей, играет смыслами и не делает различий между элитарным и массовым искусством. Также доказывается, что ситуация, в которой современный художник выступает автором идеи, а не самого произведения, ведет к усилению значения реципиента, получающего право формировать образное содержание произведения наравне с создателем картины или скульптуры. Возможность сотворчества делает зрителя соавтором произведения и полноправным участником процесса художественной коммуникации. Зритель и художник вместе постигают смысл произведения и применяют понятое содержание в процессе формирования своего, личного видения мироустройства. В качестве эмпирического материала используются живописные произведения современных сибирских художников: А. Г. Поздеева, А. Н. Осиповой и З. Б. Доржиева. The article aims at the study of communication problems in the space of contemporary visual art. The focus is placed on the significance of the artist’s role in the creative process and his relationship with the audience. Consideration is being given to the specifics of communication between the artist and the viewer in the postmodern era. The author examines co-creation of the artist and the viewer as their relationship and the possibility of their communication via the perception of the piece of art by the viewer, where the latter can become the character of the work. The viewer’s perception of a piece of art is seen as a process of transformation of external properties of the object into internal characteristics of the viewer, and art is endowed with the qualities of timelessness. It is pointed out that in the process of artistic communication the artist acts as a creator; an inventor; a screenwriter, and his work may be perceived as symbolic, aesthetic or playful. Thus, a piece of art turns into a revelation, a cultural hypertext. The artist proves to perform the role of a compiler of borrowed ideas, plays with meanings and does not distinguish between elite and mass art. The article also emphasizes that often a contemporary artist acts as the author of an idea, not the author of the piece of art itself, which results in strengthening the importance of the viewer, who is entitled to form the figurative content of the work along with the creator of the painting or sculpture. The possibility of co-creation makes the viewer a co-author of the work and a full-fledged participant in the process of artistic communication. The viewer and the artist together comprehend the meaning of the piece of art and apply this communicated message while forming their own, personal vision of the conception of the world. Picturesque canvases of modern Siberian artists A. G. Pozdeev, A. N. Osipova and Z. B. Dorzhiev are used as the empirical basis for the research.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки

Выпуск журнала: Т. 22, 2

Номера страниц: 58-65

ISSN журнала: 19908466

Место издания: Челябинск

Издатель: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Персоны

Вхождение в базы данных