Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.35775/PSI.2022.84.3.001
Ключевые слова: national school, national education, ethnos, education, national policy, historiography, национальная школа, национальное образование, этнос, просвещение, национальная политика, историография
Аннотация: В статье рассмотрен опыт становления и развития идей национальной школы, отраженный в трудах историков, педагогов, философов Российской империи второй половины XIX - начала XX вв. В данный исторический период идеи национального образования находились в стадии формирования и рассматривались как составная часть народной педагогики. РПоказать полностьюоссийские ученые, принадлежавшие к различным течениям и научным школам, внесли свой вклад в исследование данной области знания. В исследовании анализируется процесс генезиса национальной школы в трудах историко-педагогического сообщества, прослеживается динамика трансформации взглядов, анализируются отличия в подходах к изучению данной проблематики в зависимости от сферы научной деятельности, а также от практической или теоретической ориентированности исследователей по отношению к изучаемой теме. Теоретическая основа исследования - антропологический подход, сравнительно-исторический, структурно-функциональный. Автор делает вывод о том, что, несмотря на то, что в изучаемый период национальная школа не рассматривалась как самостоятельное явление, данная проблематика систематически встречается в трудах историков и педагогов и позволяет сформировать комплексное представление о истории ее становления и развития, проследить особенности реализации государственной национальной политики, политики в области образования и просвещения, формирование отношения общества к данной проблеме. The article considers the experience of the formation and development of the ideas of the national school, reflected in the works of historians, teachers, philosophers of the Russian Empire in the second half of the 19th and early 20th centuries. In this historical period, the ideas of national education were in the process of formation and were considered as an integral part of folk pedagogy. Russian scientists belonging to various trends and scientific schools have contributed to the study of this field of knowledge. The study analyzes the process of the genesis of the national school in the works of the historical and pedagogical community, traces the dynamics of the transformation of views, analyzes the differences in approaches to the study of this issue depending on the field of scientific activity, as well as on the practical or theoretical orientation of researchers in relation to the topic under study. The theoretical basis of the study is an anthropological approach, comparative historical, structural and functional. The author concludes that, despite the fact that in the period under study the national school was not considered as an independent phenomenon, this issue is systematically found in the works of historians and teachers and allows one to form a comprehensive understanding of the history of its formation and development, to trace the features of the implementation of the state national policy, policy in the field of education and enlightenment, the formation of society's attitude to this problem.
Журнал: Вопросы национальных и федеративных отношений
Выпуск журнала: Т. 12, № 3
Номера страниц: 686-695
ISSN журнала: 22268596
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательство "Наука сегодня"