Повышение эффективности саморегуляции студентов при адаптации к стрессовым нагрузкам : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2022

Идентификатор DOI: 10.14529/jpps220111

Ключевые слова: adaptive capabilities, students, psycho-emotional stress, self-regulation, functional state, biomanagement, адаптационные возможности, студенты, психоэмоциональная нагрузка, саморегуляция, функциональное состояние, биоуправление

Аннотация: Введение. В последние годы большую обеспокоенность вызывает прогрессирующий рост числа психоэмоциональных и соматических нарушений, выявляемых у обучающихся высших учебных заведений. Данная проблема требует разработки новых подходов и внедрения в практику эффективных способов развития адаптационных резервов студентов. Цель: оценка Показать полностьюадаптационных реакций и саморегуляции студентов высшего учебного заведения, а также разработка способа их эффективного совершенствования с применением технологии игрового биоуправления. Материалы и методы. Исследование проходило на базе педагогического университета с участием 100 студенток, в экспериментальной части исследования приняли участие 32 обучающихся, разделенные поровну на экспериментальную и контрольную группы. В течение месяца все участники проходили курс биоуправления по контролю частоты сердечных сокращений. В экспериментальной группе обучение проводилось по предложенной авторами статьи методике. Для контроля результатов использовались методы динамической омегаметрии головного мозга, измерение параметров сенсомоторных реакций, вариабельности ритма сердца. Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей психофизиологической саморегуляции и адаптивных возможностей центральной нервной системы студентов. Предлагается способ повышения адаптационных возможностей студентов за счет оптимизации функционального состояния и развития навыков саморегуляции в стрессовых ситуациях. Дается экспериментальное обоснование предложенного способа. Заключение. В результате исследования было выявлено неблагоприятное состояние механизмов адаптации и низкий уровень саморегуляции у значительного количества обучающихся. Предложенный способ повышения саморегуляции и адаптационных резервов позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся за счет учета его функционального состояния, что способствует более эффективной коррекции снижений адаптации. Introduction. In recent years, the progressive increase in the number of psychoemotional and somatic disorders diagnosed in university students has caused great concern. This problem requires new approaches and the use of effective methods for developing students' adaptive resources. Aims. The paper aims to assess the adaptive reactions and self-regulation of university students and develop a method for their improvement with game biofeedback technologies. Materials and methods. The study took place at the pedagogical university and involved 100 female students. 32 female students were included in the experimental part of the study and divided equally into experimental and control groups. During one month, all participants were involved in the program for developing the skill of heart rate control. In the experimental group, training was conducted according to the authors’ methodology. The following methods were used for the purpose of the study: cerebral omega potential (OP) measurement, the assessment of sensorimotor responses, heart rate variability analysis. Results. The paper describes the features of psychophysiological self-regulation and adaptive capabilities of university students. The authors proposed the method for improving adaptive capabilities of university students by optimizing their functional status and developing self-regulation skills in stressful situations. The authors provided scientific justification for the proposed method. Conclusion. The study showed low levels of adaptive mechanisms and self-regulation in a significant number of university students. The proposed method allows for an individual approach to each student by taking into account his/her functional status, which contributes to better improvement of adaptive resources.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Психология. Психофизиология

Выпуск журнала: Т. 15, 1

Номера страниц: 121-130

ISSN журнала: 26867281

Место издания: Челябинск

Издатель: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

Персоны

  • Лисова Надежда Александровна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)
  • Шилов Сергей Николаевич (Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова)

Вхождение в базы данных