Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2022
Идентификатор DOI: 10.15393/j5.art.2022.7432
Ключевые слова: pedagogical activity, professional adaptation, professional development, young teacher, accompaniment, innovation activity, resource approach, activity, педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное становление, молодой педагог, сопровождение, инновационная деятельность, ресурсный подход, деятельностный подход
Аннотация: Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований проблем адаптации в педагогической профессии и опыта работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых педагогов в образовательных организациях через включение их в инновационно-проектную деятельность в составе команд профессионалов. Выявлены основные трудПоказать полностьюности и проблемы адаптации молодых педагогов в профессии, происходящей на фоне нормативного возрастного кризиса. Приведены данные опроса начинающих учителей, подтверждающие наличие проблем и аргументирующие необходимость психолого-педагогического сопровождения педагогов на начальном этапе их профессиональной деятельности. Показано, что преобладающие в настоящее время формы психолого-педагогического сопровождения адаптации молодых педагогов в школах исходят из дефицитарного подхода, направлены на преодоление имеющихся дефицитов, поэтому усиливают у начинающих учителей ощущение собственной несостоятельности - не обеспечивают развитие внутренних ресурсов молодых педагогов. Обоснована эффективность ресурсного подхода и такого средства профессионального развития молодого педагога, как создание для него ситуации, требующей мобилизации и реализации его различных способностей для решения конкретной профессиональной задачи, важной для самого педагога, в совместной деятельности с другими профессионалами. Предложена методика сопровождения профессионального становления молодого педагога в школе через его включение в инновационную проектную деятельность. Описаны некоторые проекты, реализованные молодыми учителями, и показано их влияние на становление молодых педагогов и совершенствование образовательного процесса в школе. The theoretical and empirical studies results of the adaptation problems in the teaching profession and work experience in supporting the professional adaptation of young teachers in educational organizations through their inclusion in innovative and project activities as part of teams of professionals are presented. The main difficulties and problems of adaptation of young teachers in the profession, taking place against the backdrop of a normative age crisis, are revealed. The data of a survey of novice teachers are presented, confirming the existence of problems and arguing the need for psychological and pedagogical support for teachers at the initial stage of their professional activities. It is shown that the currently prevailing forms of psychological and pedagogical support for the adaptation of young teachers in schools proceed from a deficit approach, are aimed at overcoming existing deficits, and thereby increase the feeling of their own inadequacy among novice teachers - they don't provide the development of internal resources of young teachers. The effectiveness of the resource approach and such a means of professional development of a young teacher as creating a situation for him that requires the mobilization and implementation of his various abilities to solve a specific professional task that is important for the teacher himself, in joint activities with other professionals, is substantiated. A method of supporting the professional formation of a young teacher at school through inclusion in innovative project activities is proposed. Some real projects implemented by young teachers are described and their influence on the formation of young teachers and the perfection of the educational process at school are shown.
Журнал: Непрерывное образование: XXI век
Выпуск журнала: № 1
Номера страниц: 118-131
ISSN журнала: 23087234
Место издания: Петрозаводск
Издатель: Петрозаводский государственный университет